Критские мотивы
На Крите Зевс родился,
Насколько громадным был дворец дает представление его реконструкции:
Это вам не просто какой-нибудь захудалый дворец с тронным залом, десятком комнат и спален, во дворце Кносса было более 1000 помещений! Он являлся экономическим и административным центром, вокруг которого простирался славный город Кносс с населением около 90 тыс. человек. А было это в период между 1700-1450 гг. до н. э. — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса. Думаю только в Индии и в Китае в те времена было что-то соизмеримое (если было), а до основания Рима в 753 году до н.э. было еще пылить и пылить по ухабам мировой истории.
Первый дворец-храм в Кноссе был построен еще раньше - около 2000-1700 г. до н. э., (так называемый «раннедворцовый период»). Но его стерло землетрясение около 1700 г. до н. э. Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени («новодворцовый период») - рассказывает нам Википедия.
Но и новая постройка не избежала гнева стихий. После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э., вследствие извержения вулкана на острове Санторин дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др.). Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна (то ли мужики начитались Маркса и пошли жечь хоромы эксплуататоров, то ли наркотик какой стал популярным и люди где курили, там и бросали бычки…) До нас дошли лишь каменюки вот в каком состоянии. Это южный дом (№3 на карте).
Трехэтажный дом, датируемый Артуром Эвансом примерно 1600 до н.э., расположен у юго-западных границ дворца. Скорее всего, Южный дом принадлежал верховному жрецу. Много полезной информации о Кносском дворце я получил на сайте о Крите - если вы интересуетесь этим островом, то почерпнете там много интересного и нужного, автор статьи о Кноссе - Алексей Смирнов (все основные данные я взял оттуда, добавил только немного личных впечатлений). Что здесь восстановлено, а что осталось в целости - не знаю. Думаю, что мало найдется современных зданий, которые простоят 3700 лет без капитального ремонта (или таковых нет вообще).
Южные границы дворца, "Рога посвящения" (№4 на карте) - священные рога из паролита, вызывающие много вопросов у знатоков, ну а туристы просто с ними фоткаются.
Очень важная каменюка (укреплена пластиком):
Неважные горшки (амфоры):
Как правильно носить горшки:
Южные Пропилеи (№7 на карте). Здесь находится знаменитый "Носитель ритона" - юноша, держащий сосуд конической формы для возлияний (видимо, возлияния были частыми, а работал кто, а?:)
В наше время точно работает эта девушка-археолог, что-то долбит зубилом и молотком:
Работы у нее будет много…
Тронный зал (№11 на карте) - помещение, пользующееся, пожалуй, самой большой популярностью среди туристов. К сожалению, общего плана Тронного зала у меня нет, есть лишь один из входов (видимо, на жаре перегрелся, вокруг бегал, а громадину не снял):
Над Тронным залом находится Зал Фресок, где собраны копии таких фресок, как: "Игры с Быками", "Дамы в голубом", "Собиратель шафрана", "Голубая птица", "Голубая обезьяна" и копии других, не менее известных находок.
Не смотря на обилие туристов, ласточка свила гнездо в зале Фресок.
В Тронном зале на том же месте, что и тысячи лет назад, стоит каменный трон, обнаруженный Эвансом при раскопках. Напротив трона находится небольшой бассейн омовений, еще дальше, немного спрятанным от взгляда нынешнего посетителя, по всей видимости, Святилище с каменным постаментом.
Восстановленные Эвансом стены украшены фресками с изображениями грифонов - священным символом в Минойской религии. Справа и слева от трона находятся скамьи, на которых, как предположение, сидели жрецы. Здесь все говорит о том, что Тронный зал обладал культовым характером, здесь явно проходили важные обряды...
Но, что случилось с залом впоследствии неизвестно. Говорят, что во время раскопок, Артур Эванс здесь обнаружил беспорядочно разбросанные сосуды, что дало основание думать о том, что в свое время в Тронном зале произошло нечто неординарное и трагическое... (ну или последний хранитель культа не отличался аккуратностью).
Большая лестница хорошо освещалась благодаря световому колодцу с деревянными колонами, украшенному красочными фресками.
Наверное, именно тут нужно оборудовать "комнату Минотавра" с чучелом или скелетом покойного, принявшего смерть от меча героя Тессея. Скелет Минотавра можно сделать, соединив скелет крупного гомо-сапиенса со скелетом быка (тура) длиннорогого. А то, что это будет неправда, туристу - по большому барабану, зато турпоток увеличится вдвое, а то и втрое!
И лестница снаружи для полного комплекта.
До поездки на Крит архитектор Булат Надыров мне советовал обратить внимание на колонны Кносского дворца. В общем, у этих древних минойцев были очень своеобразные колонны, получившие название "иррациональных". Они не сужались к верху, а наоборот - расширялись. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Булат специально для тебя две колонны крупным планом:
Мегауказатель налево:
Зал Двойных Секир или Мегарон царя (№14 на карте). Мегарон - это большой зал.
Меня поразили перекрытия, с первого взгляда кажется, что они деревянные, но на самом деле это камень с очень похожей на дерево фактурой.
Но даже камень не выдерживает испытания временем:
Мегарон царицы со знаменитой фреской "Дельфины" (№14 на карте).
Склад Гигантских Пифосов (№17 на карте).
Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия) - №18 на карте.
Гипостильный Зал (№20 на карте)
Театр (№22 на карте).
Будка мне неизвестного назначения (может, тут актеры переодевались или местные электрики разливали по лампам масло):
Дорога к выходу:
Давайте немного отдохнем от камней и развалин и посмотрим на зелень:
Резюме: конечно, Кносский дворец надо посещать обязательно в первый свой приезд на Крит. Но дворец, да и сама минойская цивилизация в целом вызывают много вопросов. Пожалуй, стоит напоить метаксой какого-нибудь знающего историка (например, Наташу Шадрину) и послушать… чего там на самом деле было:)
Видимо, у меня ремиссия - снова потянуло на стройных блондинок:) |
Copyright © 2000-2012
Сергей Семёркин