Красноярск – путешествие в сердце Сибири
Не каждая птица долетит до середины Днепра.
Не каждый россиянин доедет до Красноярска.
Часть 1. Дорога без конца.
И это действительно так. Сейчас, когда самолёты укоротили расстояния и до Кубы или Таиланда можно долететь меньше, чем за сутки (с учетом дороги до аэропорта, регистрации, самого перелёта, прохождение таможни и трансфера до отеля). А вот по земле путь кажется значительно длиннее, причем сами то километры остаются теми же самыми. Просто ощущения…
От Москвы до Владивостока поезд идёт семь дней (неделю или седмицу). Так долго в поездах я не ездил… а вот трое суток пришлось. От Казани до Красноярска. Правда, обычный поезд идет двое суток, но у нас был спецсостав, сначала забрали артистов в Нижнекамске (а это через Агрыз – большой крюк по Татарстану), потом уже в полном составе – артисты, борцы, бурые медведи на велосипедах – двинулись снова через Агрыз в Сибирь. По пути играли в карты (конечно, с медведями), читали книги, смотрели фильмы. На третьи сутки надоело всё – карты, книги, водка (то есть синематограф). Докупали на станциях следования, но и эти боезапасы горячительного таяли…
Чтобы прочувствовать громадьё нашей страны дам пространную цитату (уместно послушать песню в исполнении Альберта Асадуллина «Дорога без конца» из фильма «Никколо Паганини»):
Путь-дорога – один из самых заветных образов для человека. Российские дороги бесконечны, как людское терпение.
Раньше на Сибирской грани, отделявшей Сибирь от России стоял каменный пограничный столб. Когда каторжники, переселенцы, ссыльные да просто торговые люди доходили до этого пограничного столба, они прощались с родиной, родными, может быть навсегда. Потому что до столба была еще территория европейской Пермской губернии, а за столбом начиналась уже чужая, неведомая сторона – Сибирь. А тогда даже в самом этом слове «Сибирь» слышалось что-то пугающее, зловещее, потому что она слыла каторжной частью России.
В конце XIX века по Сибири путешествовал американский журналист Джордж Кэннан. В 1906 году в Санкт-Петербурге вышла его знаменитая в то время книга «Сибирь и ссылка», в которой он описал одну из таких пронзительных сцен прощания. «Когда мы на другой день отъезда нашего из Екатеринбурга проезжали через один уже сильно опустошенный лес между деревнями Марково и Тугулымской, наш кучер остановил лошадей и сказал: «Вот граница!» Мы поспешили выйти из тарантаса и увидели на дороге четырехугольную колонну в 10—12 футов высотой, сложенную из кирпича: на одной стороне был укреплен герб европейской губернии – Пермской, а на другой – сибирской губернии – Тобольской. Это был сибирский пограничный камень.
Ни с одним пунктом от Санкт-Петербурга до Тихого океана не связано в России столько печальных воспоминаний, ни одна местность в России не имеет для путешественника такого интереса, как эта маленькая лесная поляна и этот каменный столб, освященный печалью и людским несчастьем.
Сотни тысяч человеческих существ, мужчин, женщин и детей, князей, дворян и крестьян сказали здесь Отечеству, родине, друзьям и родным последнее «прости».
Ни один пограничный столб в мире не был свидетелем такого горя, таких тяжелых невзгод, как этот, бесчисленные существа с разбитыми сердцами миновали его.
С 1878 года прошли по этой дороге 170 тысяч изгнанников, а с начала столетия – до полумиллиона. Так как этот столб находился на полпути между последним европейским этапом и первым сибирским, то существует с незапамятных времен обычай дать ссыльным здесь отдохнуть и сказать последний привет родине.
Простой русский крестьянин, будь он самый закоренелый преступник, проникнут самой горячей любовью к родине, неудивительно, что здесь разыгрывались самые душераздирающие сцены. Одни предаются вполне обуревающему их горю, другие ищут утешения в слезах. Третьи падают ниц и прижимаются лицом к любимой родной земле или целуют холодный каменный столб, как будто он был для них символом всего дорогого, что они покинули.
Подробнее в статье Татьяны Тепышевой
Ну что, нагнал я жути? Сейчас полегче, на каждой станции предлагают мороженое, лапшу быстрого приготовления, выпечку, ягоды, а кое-где даже меха. И, конечно, на остановках можно купить магнитики тех городов, которые ты так быстро проезжаешь, что не успеваешь ни погулять, ни запомнить. Насколько «честны» подобные магниты на твоём холодильнике? Не знаю.
Встречаем Екатеринбург.
Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса
Открытие памятника воинам танкового корпуса состоялось 22 февраля 1962 года на Привокзальной площади. Старый рабочий, олицетворяющий Урал, благословляет молодого воина-танкиста на борьбу с фашизмом. Фигуры рабочего и воина установлены на танке-постаменте из полированного уральского гранита. Общая высота памятника 14 м. Старый рабочий протягивает руку в большой рукавице, поэтому в народе памятник зовется «варежкой» и люди, которые договариваются встретиться на вокзале, делают это «под варежкой». Памятник напоминает горожанам о том, что в 1943 году в Свердловске был сформирован Танковый корпус, который прошел от Курской дуги до Берлина.
Не обошлось без голубя, который сидит на голове героя…
А вот колоритная девушка кормит голубей. Словно золото рассыпает на серый асфальт. К слову, в Венеции за кормление голубей штраф 500 евро (это по нынешнему курсу 35 тысяч рублей).
Подслушанный мной разговор двух таксистов в Екатеринбурге: «Вот Рома Абрамович был разъебай разъебаем, а сейчас миллионер!»
Барабинск на транссибирской магистрали.
Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на Барабинской низменности, на р. Омь, в 302 км к западу от Новосибирска. Возник в 1893 как пристанционный посёлок в связи со строительством Транссибирской ж.д. магистрали, станция Барабинск открыта в 1896. Город Барабинск с 1917.
Памятник паровозу – могучему труженику Транссиба.
Голодные чайки отгоняют ворон и делят булку. Более мелким воронам ловить нечего.
Новосибирск - чувствуется мощь! Третий город в России по населению. К сожалению, в городе погулять не удалось, так что фотографий не будет. Только вот это фото мемориальной доски:
«На этом месте находилась станция Обь, где в 1897 году, следуя в село Шушенское, останавливался В.И. Ленин».
Владимир Ильич обращал внимание на сибирский пейзаж: «Окрестности Западно-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 верст от Челябинска до Кривощекова, трое суток), поразительно однообразны: голая и глухая степь. Ни жилья, ни городов, очень редки деревни, изредка лес, а то все степь. Снег и небо - и так в течение всех трех дней. Дальше будет, говорят, сначала тайга, а потом, от Ачинска, горы». Поезд, наконец, подали, и Владимир Ильич в тот же день, 2 марта 1897 г., выехал в Красноярск.
А вот это уже интересно – Обь (сфотографировал на обратном пути). Мы, жители европейской России как-то привыкли, что Волга – великая река. А на самом деле она даже не в тройке крупнейших рек нашей страны!
А кто же на первом месте?
Обь! Это река в Сибири, образующаяся путём слияния рек Катуни и Бии. Если считать от истока Иртыша, то она имеет протяжённость – 5410 километров, что делает её самой большой рекой России по протяженности. На Севере река впадает в Обскую губу — залив в Карском море. Площадь бассейна Оби – 2,99 миллиона квадратных километров. В водах этой реки обитает более 50 видов рыб, половина которых имеет промышленную значимость.
А это восход Солнца на просторах Сибири, укутанных в утренний туман. Пространства огромные!
Где мы? Да в Тайге! Одноименный ресторан на вокзале открыт до 23 часов. Любезная Википедия подсказывает, что Тайга — город областного подчинения в Кемеровской области. Город Тайга возник в конце XIX века в связи со строительством железной дороги, первоначально назывался «Томск-Таёжный»; железнодорожная станция была открыта в 1896 году.
Памятник паровозу в городе Мариинск. Надпись: «Могучий труженик Великого Транссиба! Народной силы символом ты стал. И заслужив народное спасибо, навечно встал на этот пьедестал!»
Мариинск — город (с 1856) в Кемеровской области России, административный центр Мариинского района, образует Мариинское городское поселение. Город расположен на левом берегу реки Кия (приток Чулыма, бассейн Оби),
До появления русских поселений в районе Мариинска жили тюркоязычные чулымские татары. В их этногенезе важную роль сыграли местные более древние самодийские и кетские субстратные компоненты.
Одна из трактовок названия реки Кии возводит гидроним к селькупскому слову «кы», что означает «река». Согласно другой версии, слово «кия» имеет тюркское происхождение и обозначает «каменистый склон, обрыв».
После Новокузнецка Мариинск считается старейшим городом в Кузбассе. Русское село Кийское было основано в 1698 году. Оно располагалось на главном почтовом Московском тракте. Населённый пункт получил статус города в 1856 году, но в течение всего следующего года сохранял название «Кийское». В 1857 был переименован в честь императрицы Марии Александровны (1824—1880) — жены Александра II. Летом 1891 года, в период строительства Транссибирской магистрали в Томской губернии, Мариинск посетил Николай II, тогда ещё цесаревич.
В 2007 году в Мариинске был открыт памятник императрице Марии Александровне.
Вот так радушно встретили нас в Красноярке! С хлебом, солью и цветами. Мне сразу город понравился, но о нём – в следующей части фото-путешествия.
Дальше=>>>
<<<=на Морские и заморские записки |