Красноярск – путешествие в сердце Сибири
Часть 2. Могучий Енисей.
Нас, участников Сабантуя, поселили в гостинице «Сибирь», отель хороший, с большим концертным залом. Насколько я понял, он расположен в новом районе. Здесь во всю идёт стройка. И дома большие возводят, и новые храмы.
И на камнях растут высотки…
Коммунальный мост — автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей.
Коммунальный мост - одно из самых знаменитых сооружений советской эпохи. В своё время Коммунальный мост по праву считался одним из самых длинных автомобильных мостов во всей Азии. Его длина составляет 2300 метров.
Авторами проекта являются ленинградские архитекторы П.А.Егоров и К.К. Ивашова.
Возведение Коммунального моста началось в 1956 году, а уже 17 октября 1961 года мост был сдан, но общедоступным для движения он стал лишь через месяц, когда мост прошёл все испытания. Для того времени это были рекордные темпы строительства, а сами строители, возводившие мост, получили Ленинскую премию за разработку и использование новейшей для СССР технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, которая позволила довольно сильно уменьшить средства на строительство моста, а так же сделать процесс строительства более коротким. Изготовлен мост из сборного железобетона.
На момент постройки Коммунальный мост являлся самым длинным автомобильным мостом в Азии. Строители были удостоены Ленинской премии за разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, позволившей существенно сократить сроки строительства и удешевить его.
Мост через Енисей относится к числу уникальных в практике советского и зарубежного мостостроения.
Внесён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролёте.
До ввода в эксплуатацию Коммунального моста переправа через Енисей в черте Красноярска осуществлялась по разводному понтонному мосту (с 1939 года), а ещё ранее использовались наплавной мост (плашкоут), паромная и лодочная переправы и по железнодорожным мостам
Коммунальный мост изображен на лицевой стороне десятирублёвой банкноты. Ну как было не сделать подобное фото?
Красноярский краеведческий музей. Здесь нас встретила экскурсовод Светлана, которая провела замечательную экскурсию по Красноярску, берегам Енисея и Красноярской ГЭС.
Основатели музея супруги Ю.П. и И.А. Матвеевы. Енисейский губернатор И. Крафт первым пожертвовал на строительство музейного здания 1000 рублей. Его примеру последовали Преосвященный епископ Красноярский и Енисейский Никон, состоятельные люди Красноярска. Здание музея выполнено в аскетичном варианте стиля "модерн", с редко встречающимся подражанием египетской архитектуре, легко ассоциируется с древнеегипетскими культовыми сооружениями. фасады здания декорироаны росписью, имитирующей фрески Древнего Египта. это единственный случай росписи наружных стен здания в Красноярске. Автор проекта Л.А. Чернышов, художник К.Ф. Вальдман.
Основание Красноярского музея относится к тому времени, когда среди русского интеллигентного общества конца 70—80-х годов девятнадцатого столетия стала успешно пропагандироваться идея создания местных музеев. Инициаторами возникновения музеев в Енисейской губернии были: в Минусинске — Николай Михайлович Мартьянов, в Енисейске — Александр Игнатьевич Кытманов, а в Красноярске — Иннокентий Алексеевич и Юлия Петровна Матвеевы.
Памятник Царь-рыба
Блестящий кованый памятник «Царь-рыба» был установлен в 2004 году к 80-летию писателя Виктора Астафьева и является одним из главных символов Красноярска. Его возвели в честь одноименного произведения, в котором заложен обобщенный смысл борьбы человека с природой. «Царь-рыба» представляет собой осетра, являющегося символом укрощения и освоения природы. В сказке человек старается укротить животное, борьба завершается драматически - раненная царь-рыба, не покорившись человеку, уходит от него в море, унося в своем теле множество крючков. Возле скульптуры расположена прекрасная смотровая площадка, которая очень популярна среди туристов, держащих путь в деревню Овсянка - родину Виктора Астафьева. Отсюда открываются чудесный вид на деревню Слизнево.
В композиции памятника присутствует мраморная книга, размещенная на подставке высотой 80 сантиметров. Туристов впечатляет детализация монумента, шкурка рыбы настолько продумана, что в ней можно рассмотреть и чешуйки, и следы от крючков. В 2003 году была проведена частичная реконструкция монумента, в наши дни он радует многих туристов, которые зачастую не вникают в его скрытый смысл, а просто любуются внешним видом.
Вид со смотровой площадки на Енисей. На могучий Енисей, на Енисей-батюшку! Красотища!!!
Енисей — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.
Название происходит от эвенкийского «Ионесси» — большая вода. Сибиряки нередко называют реку эпитетом Енисей-батюшка.
По площади бассейна (2580 тыс. кв км) Енисей занимает 2-е место среди рек России (после Оби) и 7-е место среди рек мира.
Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великую Западно-Сибирскую равнину, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи.
Светлана рассказала несколько легенд об Енисее, но мой склероз стёр их из моей памяти. Но общий алгоритм я усвоил: обычно начиналось всё с любовной истории, а заканчивалось трагедией, когда все герои превращались в реки.
"Эту сказку я услышала от старой Эвенки, называвшей себя правнучкой великой Тунгуски - родоначальницы всего эвенкийского народа.
Давно это было. Еще тогда, когда на Земле жили великие Воины и косы девушек были так длинны, что их плели по три дня, а все земли были разделены между великими Правителями - Воинами. Огромными землями правил славный воин - Байкал.
С юга располагались владения Великого Саяна, с запада - земли сына Саяна - Енисея, на востоке правили Амур и загадочная правительница севера - Лена. Был мир и спокойствие. Великие правители никогда не встречались, но каждый из них считал себя главнее, сильнее и мудрее соседей.
У Великого Байкала росла дочь - красавица Ангара. Девочка рано потеряла мать и воспитывалась старой Тунгуской из страны Сибирии, где правил Енисей.
В своих песнях и сказках старая Тунгуска воспевала красоты Сибирии, силу и красоту Енисея, его подвиги, непокорный нрав и великую мощь. С детства дочь Байкала мечтала увидеть знаменитого воина - Енисея, посмотреть на Сибирию. И эта мечта, подкрепляемая легендами о великих Тунгусах, населявших земли Сибирии, влекла девочку за собой и поселила в ее душе первый росток любви.
Девочка росла и становилась все краше и краше. Ее острый и пытливый ум иногда просто пугал отца, который очень любил единственную дочь, и гордился ею. Девочка ни в чем не знала отказа, ей принадлежали лучшие украшения, самые вкусные яства, заморские наряды. А красавица Ангара предпочитала убегать с нянькой в горы и слушать ее бесконечные рассказы о Сибирии и красавце-Енисее.
Очень быстро речь о красоте дочери Байкала облетела весь свет. Многие хотели породниться с Великим Воином, но боялись его грозного нрава.
Первым сватов отправил старец Урал. Караван со сватами и подарками прибыл к Байкалу рано утром и был так велик, что последняя повозка прибыла только к вечеру.
Каких только подарков не отправил старый жених: и драгоценные камни, и железную руду, и икру невиданную черную, и заморские ткани. Выслушал Байкал сватов, позвал дочь и объяснил, что за караван прибыл в их земли. Но Ангара ответила отказом Уралу и не приняла великие дары.
Следующим прислал сватов великий Каспий. Его караван был еще больше, а дары еще щедрее. Но и этот жених получил от ворот поворот. Так продолжалось несколько лет. И вот однажды в окно к юной красавице постучалась ласточка, в клюве она несла подснежник. Это богатырь Енисей, прослышав о красоте юной Ангары, отправил ей весточку. Ни чего не ответила юная красавица, а заморский цветок засушила и спрятала.
Иногда, темной ночью она доставала свое сокровище и долго любовалась цветком. Но ничего не могло укрыться от глаз старой няньки. Она только улыбалась молча и все чаще пела свои тунгусские напевы, воспевавшие красоту и величие Енисея. Летом прилетела еще одна ласточка, которая принесла в клюве веточку кедра и слова о любви великого Воина. И вновь улетела без ответа, только в душе Красавицы уже возгорелся костер любви к незнакомому Воину. Понимала Ангара, что отец не даст согласие на их брак, поэтому скрывала дары любимого от Байкала. Вскоре ласточка прилетела вновь и улетела с ответом о вспыхнувшем в душе девушки чувстве
Но прознал Байкал о полетах ласточек и, взбешенный наглостью заморского жениха, пообещал отдать дочь замуж за первого попросившего ее руки. Вскоре такой нашелся. Прислал сватов старый и дряхлый Иртыш. Сваты ударили по рукам и началась подготовка к свадьбе. Ни слезы, ни мольбы любимой дочери не были услышаны разгневанным отцом. Свадьбе быть! И велел Байкал начать строить огромный свадебный дворец. Стройка велась и днем и ночью. Был назначен и день свадьбы.
Много ночей провела Ангара у окна, поджидая весточку от любимого. И когда прилетела долгожданная птица с вестью о том, что Енисей-воин бежит на встречу любимой, темной августовской ночью Ангара убежала из отцовского дома. Вместе с ней бежала и ее нянька Тунгуска.
Очень быстро доложили Байкалу о побеге непокорной. Разгневанный, он схватил огромную скалу и бросил его на пути Ангары. Но смышленая дочь сумела оббежать скалу и продолжила свой путь навстречу любимому. Какие только преграды не строил Байкал на пути непокорной дочери: то непроходимые леса, то топкие болота, то высокие горы. Но все преграды преодолела Ангара. И только быстрокрылые ласточки приносили ей вести о том, что ее любимый тоже бежит ей навстречу. Расстояние между ними быстро сокращалось.
И когда казалось, что они вот-вот встретятся, и расстояние между ними было всего 2 километра, понимая свое полное бессилие, разгневанный Байкал схватил свадебный дворец и бросил его между влюбленными. Дворец разлетелся в большое количество огромных камней, преградивших путь Ангаре. Ударилась тогда девушка оземь, разлилась рекой и протекла между камнями навстречу любимому, лишь немного изменив направление движения.
Вскоре Ангара добежала до любимого. Поняв, что произошло, богатырь- Енисей также ударился оземь и обратился рекою. Влюбленные, взявшись за руки, продолжили свой путь вместе, став величайшей рекой мира.
По берегам этой великой реки расселились потомки старой Тунгуски, воспевающие гимны этой огромной любви, а молодожены , венчанные этими великими реками, жили долго и счастливо. Развалины свадебного дворца теперь называют Стрелковским порогом."
Взято с сайта.
Панорама Енисея. Чувствуется мощь реки!
Вот так рядом с Енисеем люди живут.
И так тоже живут.
А в этом доме жил писатель Виктор Астафьев.
Первого мая 2014 года, в селе Овсянка открылся обновлённый мемориальный комплекс Виктора Петровича Астафьева.
Его открытие было приурочено к 90-летию со дня рождения великого русского писателя.
Мемориальный комплекс, в который входит дом-музей, где жил Виктор Астафьев, и усадьба его бабушки Екатерины Потылицыной, дополнился ещё двумя зданиями. В них разместили выставочный и зрительный залы с площадкой для выступлений, игровую зону и зону отдыха с беседками. Также были обновлены экспозиции музея. Здесь каждый желающий может ознакомиться с перепиской писателя с читателями и литературоведами, с коллекцией документов и фотографий Виктора Астафьева.
А это тропинка, заросшая крапивой ведёт прямо к Енисею (можно обойти, но был особый колорит в том, чтобы преодолеть трудности, пролезть через жалющую крапиву и окунуть после этого ноги в воду великой реки).
Тропинка примечательна тем, что именно по ней проходил к Енисею В.П. Астафьев (таким образом мы повторили его путь к реке). Он очень любил там находиться и созерцать природные красоты . Про Енисей в в творчестве Астафьева Белоногова Е.В.: "Мифологема реки является концептуальной. Енисей становится не только географическим, но и мифопоэтическим и даже нравственным стержнем его художественного мира".
По пути нас встретил вот этот добродушный пёс.
Берег Енисея, я быстро сфоткал, разделся и окунулся. Как Цезарь – пришёл, увидел, окунулся. Вода холодная из-за Красноярской ГЭС. Не искупаться было невозможно – зачем я шесть суток в поезде провел? Теперь всю оставшуюся жизнь буду говорить, что купался в Енисее!
А эта пожилая женщина стирает белье, как и сотни лет назад делали местные. Она сказала, что в Овсянке хорошо жить, но трудовая копеечка даётся нелегко.
Скалы на том берегу.
Рыбак удит рыбу на фоне скал.
Скала "Монах".
Легенда о ней. Автор: Федоров Ярослав из Дивногорска
Легенда о скале "Монах"
Дивногорск, небольшой сибирский город, уютно расположившийся на правом берегу
Енисея, в сорока километрах от Красноярска, недаром пользуется славой одного из самых
чистых и красивых городов Сибири. Летом он утопает в роскошной зелени лесов, зимой укутан ослепительно белым снежным покрывалом. А напротив Дивногорска, на левом берегу Енисея, устремились в высь дивные горы, давшие название нашему городу. Причудливые скалы, принявшие очертания зверей, птиц, готических замков, всегда побуждали жителей наших мест к придумыванию различных легенд и былей. Но наиболее легендарным местом является скала "Монах" - каменный утес с профилем человека в светлом клобуке, возвышающийся напротив Филаретового ручья.
Некоторые из этих легенд были записаны и опубликованы в местной газете, альманахах
и книгах о нашем городе. Даже мой старший брат сочинил легенду о "Монахе", которую
включили в "Путеводитель о Дивногорске". Но я хотел бы рассказать легенду, услышанную от моего дедушки и еще нигде не напечатанную.
Давным-давно, когда еще стоял на берегу Енисея монастырь мужской, прозываемый в
народе Скитом Знаменским, жил у речушки таежной охотник известный. А известен был он тем, что и соболя добыть мог, меха не повредив, и на медведя не раз в одиночку хаживал. Да только не повезло ему в жизни личной, схоронил он жену-красавицу, утлевшую от лихоманки горячечной в стужу лютую. И все счастье его то было в сынишке маленьком, Егорушкой нареченным. Подрастал Егорушка, отцовы хитрости таежные перенимал да за домом следил.
Но как-то раз, в пору зимнюю, встретился охотнику шатун-медведь неприкаянный. Покалечил он охотника, да так сильно, что не смог тот до дома дойти и замерз где-то в сугробе глубоком.
Остался Егорушка один зимовать. А как весна то настала, прознали о беде его люди
добрые да отвезли в Скит Знаменский. Жил в Скиту в ту пору иеромонах Филарет, муж
мудрый, многоопытный, на путь истинный людей наставляющий. Взял он отрока, сироту
круглого, в послушание. Готовил Егорушку к постригу монашьему. Грамоте выучил, книги церковно-славянские читать приучал, а превыше всего к смирению звал.
Много ли мало ли времени прошло, да только наступил день пресветлый Пасхи Святой.
Съехался на службу воскресную в монастырь люд православный с селений окрестных. Приехал и лабазник зажиточный из деревни Шумихинской, да не один, а с семьей своей
многочисленной, а среди них была дочь Настасьюшка, в округе красавица первая. Коса у нее была толстая, в руку, а длиной – ниже пояса, лицо белое, а брови в разлет, соболиные. Глаза же были синие-синие, глубокие-глубокие, посмотришь в такие-и пропал. Так и с Егорушкой приключилось, послушником Филаретовым. Глянул он только в глаза Настасьюшкины и забыл сразу обо всем на свете. А был Егорушка отрок ладный, волосом рус, да кучеряв, приглянулся и он Настасьюшке. Так вот промеж них любовь и случилась.
Стал Егорушка вечерами темными в деревню Шумихинскую наведываться, благо
деревня-то это недалеко от Скита была, хотя на берегу и противоположном. Да что отроку
крепкому, таежнику бывалому Енисей-батюшка! Окунется в воды его прохладные, одной рукой на голове узелок с одеждой придерживает, другой загребает. А Настасьюшка уж ждет друга милого за околицей, у кромки таежной. И гуляют они, взявшись за руки, по лесу ночному, почти сказочному.
Много ли мало ли времени прошло, да только прознали сельчане о встречах их тайных.
Натравил батюшка-лабазник на Егорушку псов цепных, лютых, да Филарету-иеромонаху
пожалил ся на послушника гулящего. Запер тогда наставник суровый Егорушку в келье
монашьей да велел готовить все к постригу, чтоб уж не было Егорушке пути возвратного к грехам земным, сладостным. А лабазник-батюшка сосватал Настасьюшку к парню, овсянскому, богатому.
Много ли мало ли времени прошло, да только подошел день свадьбы Настасьюшкиной,
а в Скиту как раз Егорушка постриг монаший принять должен был. Вот тут-то и не выдержало сердце отрока, такая кручина-тоска его взяла, что света белого видеть не хотелось. Вырвался он из кельи монашьей да дорогой знакомой в деревню Шумихинскую как на крыльях полетел. А там, через брата меньшого, Настасьюшкиного, слово заветное красе своей ненаглядной передал.
А в слове заветном том сказано было, что будет ждать он красу свою ненаглядную в месте укромном, им двоим только ведомом. А место то укромное на скале было диковинной, что
напротив Скита Филаретова, над Енисеем-батюшкой высилась. Взошел Егорушка на скалу эту диковинную и сел ждать Настасьюшку, красу свою ненаглядную. Да только не пришла Настасьюшка в место это укромное, потому как прознал лабазник-батюшка о слове заветном Егорушки. Да не просто прознал, а поведал о том Филарету-иеромонаху. Осерчал тогда Филарет, да отправил послушников своих верных за Егорушкой.
А Егорушка сидит, задумавшись, на скале диковинной, да о том, как с Настасьюшкой
жить в доме батюшки-охотника будут, мечтает. Только глядь, а по тропке единственной, что на скалу диковинную змейкой вьется-петляет, монахи Скита Знаменского, послушники Филаретовы, поднимаются. Вскочил Егорушка на ноги и в отчаянье к самому краю-обрыву скалы диковинной подступил.
Взобрались тут на скалу монахи скитские, Егорушку к Филарету покаяться, да
прощения просить кличут. Только сложил Егорушка смиренно руки свои крепкие, и подняв лицо к солнцу всходящему, молвил слово прощальное: "Простите меня, люди добрые, братья мои скитские. Спасибо вам за науку книжную да приют отеческий, но только не вернусь я в келью монашескую, потому как нет мне счастья в доле иноческой". Налетел вдруг ветер-ураган с Енисея-батюшки, закружилось все перед глазами монашескими, а когда прояснилось опять небо синее, да выглянуло солнце ясное, не оказалось Егорушки на обрыве крутом - осыпчатом.
Упал Егорушка со скалы диковинной, упал да и разбился насмерть о камни прибрежные
Енисея-батюшки. Похоронили монахи Егорушку прямо здесь под скалой диковинной, а на
могиле поставили крест большой лиственничный.
Много ли мало ли времени прошло, да только стали замечать люди, что на могилу
Егорушкину к кресту лиственничному наведываться стала Настасьюшка, жена мужика
овсянского, богатого. Каждый день на зорьке утренней приплывала она к могиле любимого и обливалась слезами горючими.
Прошло с того времени легендарного уж много-много лет. Скалу эту диковинную
прозвали в народе "Монахом", а ручеек с водой чистой-пречистой, что вьется возле скалы, - Настасьюшкиным. А на месте, где долгие годы стоял крест лиственничный, растет сейчас береза одинокая, с грустно перешептывающимися ветвями.
Вот такую легенду поведал мне дедушка, а я дарю ее всем жителям нашего
прекрасного города.
А вот из-за этой рукотворной красавицы вода в Енисее всегда холодная. Встречайте, Красноярска ГЭС! О ней подробно в следующей части рассказа.
Дальше=>>>
<<<=на Морские и заморские записки |