Красноярск – путешествие в сердце Сибири. Часть 2. Могучий Енисей.

Красноярск – путешествие в сердце Сибири

Часть 2. Могучий Енисей.


Красноярск - храм

Нас, участников Сабантуя, поселили в гостинице «Сибирь», отель хороший, с большим концертным залом. Насколько я понял, он расположен в новом районе. Здесь во всю идёт стройка. И дома большие возводят, и новые храмы.


Красноярск - высотка

И на камнях растут высотки…


Красноярск Коммунальный мост

Коммунальный мост — автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей.
Коммунальный мост - одно из самых знаменитых сооружений советской эпохи. В своё время Коммунальный мост по праву считался одним из самых длинных автомобильных мостов во всей Азии. Его длина составляет 2300 метров.
Авторами проекта являются ленинградские архитекторы П.А.Егоров и К.К. Ивашова.
Возведение Коммунального моста началось в 1956 году, а уже 17 октября 1961 года мост был сдан, но общедоступным для движения он стал лишь через месяц, когда мост прошёл все испытания. Для того времени это были рекордные темпы строительства, а сами строители, возводившие мост, получили Ленинскую премию за разработку и использование новейшей для СССР технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, которая позволила довольно сильно уменьшить средства на строительство моста, а так же сделать процесс строительства более коротким. Изготовлен мост из сборного железобетона.
На момент постройки Коммунальный мост являлся самым длинным автомобильным мостом в Азии. Строители были удостоены Ленинской премии за разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, позволившей существенно сократить сроки строительства и удешевить его.
Мост через Енисей относится к числу уникальных в практике советского и зарубежного мостостроения.
Внесён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролёте.
До ввода в эксплуатацию Коммунального моста переправа через Енисей в черте Красноярска осуществлялась по разводному понтонному мосту (с 1939 года), а ещё ранее использовались наплавной мост (плашкоут), паромная и лодочная переправы и по железнодорожным мостам


Красноярск Коммунальный мост и десятирублевая купюра

Коммунальный мост изображен на лицевой стороне десятирублёвой банкноты. Ну как было не сделать подобное фото?


Красноярск - Красноярский краеведческий музей

Красноярский краеведческий музей. Здесь нас встретила экскурсовод Светлана, которая провела замечательную экскурсию по Красноярску, берегам Енисея и Красноярской ГЭС.


Основатели музея супруги Ю.П. и И.А. Матвеевы. Енисейский губернатор И. Крафт первым пожертвовал на строительство музейного здания 1000 рублей. Его примеру последовали Преосвященный епископ Красноярский и Енисейский Никон, состоятельные люди Красноярска. Здание музея выполнено в аскетичном варианте стиля "модерн", с редко встречающимся подражанием египетской архитектуре, легко ассоциируется с древнеегипетскими культовыми сооружениями. фасады здания декорироаны росписью, имитирующей фрески Древнего Египта. это единственный случай росписи наружных стен здания в Красноярске. Автор проекта Л.А. Чернышов, художник К.Ф. Вальдман.
Основание Красноярского музея относится к тому времени, когда среди русского интеллигентного общества конца 70—80-х годов девятнадцатого столетия стала успешно пропагандироваться идея создания местных музеев. Инициаторами возникновения музеев в Енисейской губернии были: в Минусинске — Николай Михайлович Мартьянов, в Енисейске — Александр Игнатьевич Кытманов, а в Красноярске — Иннокентий Алексеевич и Юлия Петровна Матвеевы.


Енисей Памятник Царь-рыба

Памятник Царь-рыба

Блестящий кованый памятник «Царь-рыба» был установлен в 2004 году к 80-летию писателя Виктора Астафьева и является одним из главных символов Красноярска. Его возвели в честь одноименного произведения, в котором заложен обобщенный смысл борьбы человека с природой. «Царь-рыба» представляет собой осетра, являющегося символом укрощения и освоения природы. В сказке человек старается укротить животное, борьба завершается драматически - раненная царь-рыба, не покорившись человеку, уходит от него в море, унося в своем теле множество крючков. Возле скульптуры расположена прекрасная смотровая площадка, которая очень популярна среди туристов, держащих путь в деревню Овсянка - родину Виктора Астафьева. Отсюда открываются чудесный вид на деревню Слизнево.
В композиции памятника присутствует мраморная книга, размещенная на подставке высотой 80 сантиметров. Туристов впечатляет детализация монумента, шкурка рыбы настолько продумана, что в ней можно рассмотреть и чешуйки, и следы от крючков. В 2003 году была проведена частичная реконструкция монумента, в наши дни он радует многих туристов, которые зачастую не вникают в его скрытый смысл, а просто любуются внешним видом.


Вид со смотровой площадки на Енисей

Вид со смотровой площадки на Енисей. На могучий Енисей, на Енисей-батюшку! Красотища!!!

Енисей — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.

Название происходит от эвенкийского «Ионесси» — большая вода. Сибиряки нередко называют реку эпитетом Енисей-батюшка.
По площади бассейна (2580 тыс. кв км) Енисей занимает 2-е место среди рек России (после Оби) и 7-е место среди рек мира.

Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великую Западно-Сибирскую равнину, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи.


Енисей

Светлана рассказала несколько легенд об Енисее, но мой склероз стёр их из моей памяти. Но общий алгоритм я усвоил: обычно начиналось всё с любовной истории, а заканчивалось трагедией, когда все герои превращались в реки.

"Эту сказку я услышала от старой Эвенки, называвшей себя правнучкой великой Тунгуски - родоначальницы всего эвенкийского народа.

Давно это было. Еще тогда, когда на Земле жили великие Воины и косы девушек были так длинны, что их плели по три дня, а все земли были разделены между великими Правителями - Воинами. Огромными землями правил славный воин - Байкал.
С юга располагались владения Великого Саяна, с запада - земли сына Саяна - Енисея, на востоке правили Амур и загадочная правительница севера - Лена. Был мир и спокойствие. Великие правители никогда не встречались, но каждый из них считал себя главнее, сильнее и мудрее соседей.



У Великого Байкала росла дочь - красавица Ангара. Девочка рано потеряла мать и воспитывалась старой Тунгуской из страны Сибирии, где правил Енисей.

В своих песнях и сказках старая Тунгуска воспевала красоты Сибирии, силу и красоту Енисея, его подвиги, непокорный нрав и великую мощь. С детства дочь Байкала мечтала увидеть знаменитого воина - Енисея, посмотреть на Сибирию. И эта мечта, подкрепляемая легендами о великих Тунгусах, населявших земли Сибирии, влекла девочку за собой и поселила в ее душе первый росток любви.
Девочка росла и становилась все краше и краше. Ее острый и пытливый ум иногда просто пугал отца, который очень любил единственную дочь, и гордился ею. Девочка ни в чем не знала отказа, ей принадлежали лучшие украшения, самые вкусные яства, заморские наряды. А красавица Ангара предпочитала убегать с нянькой в горы и слушать ее бесконечные рассказы о Сибирии и красавце-Енисее.

Очень быстро речь о красоте дочери Байкала облетела весь свет. Многие хотели породниться с Великим Воином, но боялись его грозного нрава.
Первым сватов отправил старец Урал. Караван со сватами и подарками прибыл к Байкалу рано утром и был так велик, что последняя повозка прибыла только к вечеру.
Каких только подарков не отправил старый жених: и драгоценные камни, и железную руду, и икру невиданную черную, и заморские ткани. Выслушал Байкал сватов, позвал дочь и объяснил, что за караван прибыл в их земли. Но Ангара ответила отказом Уралу и не приняла великие дары.
Следующим прислал сватов великий Каспий. Его караван был еще больше, а дары еще щедрее. Но и этот жених получил от ворот поворот. Так продолжалось несколько лет. И вот однажды в окно к юной красавице постучалась ласточка, в клюве она несла подснежник. Это богатырь Енисей, прослышав о красоте юной Ангары, отправил ей весточку. Ни чего не ответила юная красавица, а заморский цветок засушила и спрятала.


Иногда, темной ночью она доставала свое сокровище и долго любовалась цветком. Но ничего не могло укрыться от глаз старой няньки. Она только улыбалась молча и все чаще пела свои тунгусские напевы, воспевавшие красоту и величие Енисея. Летом прилетела еще одна ласточка, которая принесла в клюве веточку кедра и слова о любви великого Воина. И вновь улетела без ответа, только в душе Красавицы уже возгорелся костер любви к незнакомому Воину. Понимала Ангара, что отец не даст согласие на их брак, поэтому скрывала дары любимого от Байкала. Вскоре ласточка прилетела вновь и улетела с ответом о вспыхнувшем в душе девушки чувстве
Но прознал Байкал о полетах ласточек и, взбешенный наглостью заморского жениха, пообещал отдать дочь замуж за первого попросившего ее руки. Вскоре такой нашелся. Прислал сватов старый и дряхлый Иртыш. Сваты ударили по рукам и началась подготовка к свадьбе. Ни слезы, ни мольбы любимой дочери не были услышаны разгневанным отцом. Свадьбе быть! И велел Байкал начать строить огромный свадебный дворец. Стройка велась и днем и ночью. Был назначен и день свадьбы.
Много ночей провела Ангара у окна, поджидая весточку от любимого. И когда прилетела долгожданная птица с вестью о том, что Енисей-воин бежит на встречу любимой, темной августовской ночью Ангара убежала из отцовского дома. Вместе с ней бежала и ее нянька Тунгуска.


Очень быстро доложили Байкалу о побеге непокорной. Разгневанный, он схватил огромную скалу и бросил его на пути Ангары. Но смышленая дочь сумела оббежать скалу и продолжила свой путь навстречу любимому. Какие только преграды не строил Байкал на пути непокорной дочери: то непроходимые леса, то топкие болота, то высокие горы. Но все преграды преодолела Ангара. И только быстрокрылые ласточки приносили ей вести о том, что ее любимый тоже бежит ей навстречу. Расстояние между ними быстро сокращалось.
И когда казалось, что они вот-вот встретятся, и расстояние между ними было всего 2 километра, понимая свое полное бессилие, разгневанный Байкал схватил свадебный дворец и бросил его между влюбленными. Дворец разлетелся в большое количество огромных камней, преградивших путь Ангаре. Ударилась тогда девушка оземь, разлилась рекой и протекла между камнями навстречу любимому, лишь немного изменив направление движения.
Вскоре Ангара добежала до любимого. Поняв, что произошло, богатырь- Енисей также ударился оземь и обратился рекою. Влюбленные, взявшись за руки, продолжили свой путь вместе, став величайшей рекой мира.


По берегам этой великой реки расселились потомки старой Тунгуски, воспевающие гимны этой огромной любви, а молодожены , венчанные этими великими реками, жили долго и счастливо. Развалины свадебного дворца теперь называют Стрелковским порогом."
Взято с сайта.


Енисей


Панорама Енисея

Панорама Енисея. Чувствуется мощь реки!


Енисей


Енисей


Енисей - Овсянка

Вот так рядом с Енисеем люди живут.


Енисей - Овсянка

И так тоже живут.


мемориальный комплекс Виктора Петровича Астафьева

А в этом доме жил писатель Виктор Астафьев.
Первого мая 2014 года, в селе Овсянка открылся обновлённый мемориальный комплекс Виктора Петровича Астафьева.
Его открытие было приурочено к 90-летию со дня рождения великого русского писателя.
Мемориальный комплекс, в который входит дом-музей, где жил Виктор Астафьев, и усадьба его бабушки Екатерины Потылицыной, дополнился ещё двумя зданиями. В них разместили выставочный и зрительный залы с площадкой для выступлений, игровую зону и зону отдыха с беседками. Также были обновлены экспозиции музея. Здесь каждый желающий может ознакомиться с перепиской писателя с читателями и литературоведами, с коллекцией документов и фотографий Виктора Астафьева.


тропинка, заросшая крапивой ведёт прямо к Енисею

А это тропинка, заросшая крапивой ведёт прямо к Енисею (можно обойти, но был особый колорит в том, чтобы преодолеть трудности, пролезть через жалющую крапиву и окунуть после этого ноги в воду великой реки).

Тропинка примечательна тем, что именно по ней проходил к Енисею В.П. Астафьев (таким образом мы повторили его путь к реке). Он очень любил там находиться и созерцать природные красоты . Про Енисей в в творчестве Астафьева Белоногова Е.В.: "Мифологема реки является концептуальной. Енисей становится не только географическим, но и мифопоэтическим и даже нравственным стержнем его художественного мира".


тропинка, заросшая крапивой ведёт прямо к Енисею По пути нас встретил вот этот добродушный пёс

По пути нас встретил вот этот добродушный пёс.


Енисей

Берег Енисея, я быстро сфоткал, разделся и окунулся. Как Цезарь – пришёл, увидел, окунулся. Вода холодная из-за Красноярской ГЭС. Не искупаться было невозможно – зачем я шесть суток в поезде провел? Теперь всю оставшуюся жизнь буду говорить, что купался в Енисее!


Енисей - пожилая женщина стирает белье

А эта пожилая женщина стирает белье, как и сотни лет назад делали местные. Она сказала, что в Овсянке хорошо жить, но трудовая копеечка даётся нелегко.


Енисей


Енисей - скалы

Скалы на том берегу.


Енисей - скалы

Рыбак удит рыбу на фоне скал.


Енисей


Енисей - Скала Монах

Скала "Монах". Легенда о ней. Автор: Федоров Ярослав из Дивногорска

Легенда о скале "Монах"
Дивногорск, небольшой сибирский город, уютно расположившийся на правом берегу
Енисея, в сорока километрах от Красноярска, недаром пользуется славой одного из самых
чистых и красивых городов Сибири. Летом он утопает в роскошной зелени лесов, зимой укутан ослепительно белым снежным покрывалом. А напротив Дивногорска, на левом берегу Енисея, устремились в высь дивные горы, давшие название нашему городу. Причудливые скалы, принявшие очертания зверей, птиц, готических замков, всегда побуждали жителей наших мест к придумыванию различных легенд и былей. Но наиболее легендарным местом является скала "Монах" - каменный утес с профилем человека в светлом клобуке, возвышающийся напротив Филаретового ручья.
Некоторые из этих легенд были записаны и опубликованы в местной газете, альманахах
и книгах о нашем городе. Даже мой старший брат сочинил легенду о "Монахе", которую
включили в "Путеводитель о Дивногорске". Но я хотел бы рассказать легенду, услышанную от моего дедушки и еще нигде не напечатанную.
Давным-давно, когда еще стоял на берегу Енисея монастырь мужской, прозываемый в
народе Скитом Знаменским, жил у речушки таежной охотник известный. А известен был он тем, что и соболя добыть мог, меха не повредив, и на медведя не раз в одиночку хаживал. Да только не повезло ему в жизни личной, схоронил он жену-красавицу, утлевшую от лихоманки горячечной в стужу лютую. И все счастье его то было в сынишке маленьком, Егорушкой нареченным. Подрастал Егорушка, отцовы хитрости таежные перенимал да за домом следил.
Но как-то раз, в пору зимнюю, встретился охотнику шатун-медведь неприкаянный. Покалечил он охотника, да так сильно, что не смог тот до дома дойти и замерз где-то в сугробе глубоком.
Остался Егорушка один зимовать. А как весна то настала, прознали о беде его люди
добрые да отвезли в Скит Знаменский. Жил в Скиту в ту пору иеромонах Филарет, муж
мудрый, многоопытный, на путь истинный людей наставляющий. Взял он отрока, сироту
круглого, в послушание. Готовил Егорушку к постригу монашьему. Грамоте выучил, книги церковно-славянские читать приучал, а превыше всего к смирению звал.
Много ли мало ли времени прошло, да только наступил день пресветлый Пасхи Святой.
Съехался на службу воскресную в монастырь люд православный с селений окрестных. Приехал и лабазник зажиточный из деревни Шумихинской, да не один, а с семьей своей
многочисленной, а среди них была дочь Настасьюшка, в округе красавица первая. Коса у нее была толстая, в руку, а длиной – ниже пояса, лицо белое, а брови в разлет, соболиные. Глаза же были синие-синие, глубокие-глубокие, посмотришь в такие-и пропал. Так и с Егорушкой приключилось, послушником Филаретовым. Глянул он только в глаза Настасьюшкины и забыл сразу обо всем на свете. А был Егорушка отрок ладный, волосом рус, да кучеряв, приглянулся и он Настасьюшке. Так вот промеж них любовь и случилась.
Стал Егорушка вечерами темными в деревню Шумихинскую наведываться, благо
деревня-то это недалеко от Скита была, хотя на берегу и противоположном. Да что отроку
крепкому, таежнику бывалому Енисей-батюшка! Окунется в воды его прохладные, одной рукой на голове узелок с одеждой придерживает, другой загребает. А Настасьюшка уж ждет друга милого за околицей, у кромки таежной. И гуляют они, взявшись за руки, по лесу ночному, почти сказочному.
Много ли мало ли времени прошло, да только прознали сельчане о встречах их тайных.
Натравил батюшка-лабазник на Егорушку псов цепных, лютых, да Филарету-иеромонаху
пожалил ся на послушника гулящего. Запер тогда наставник суровый Егорушку в келье
монашьей да велел готовить все к постригу, чтоб уж не было Егорушке пути возвратного к грехам земным, сладостным. А лабазник-батюшка сосватал Настасьюшку к парню, овсянскому, богатому.
Много ли мало ли времени прошло, да только подошел день свадьбы Настасьюшкиной,
а в Скиту как раз Егорушка постриг монаший принять должен был. Вот тут-то и не выдержало сердце отрока, такая кручина-тоска его взяла, что света белого видеть не хотелось. Вырвался он из кельи монашьей да дорогой знакомой в деревню Шумихинскую как на крыльях полетел. А там, через брата меньшого, Настасьюшкиного, слово заветное красе своей ненаглядной передал.
А в слове заветном том сказано было, что будет ждать он красу свою ненаглядную в месте укромном, им двоим только ведомом. А место то укромное на скале было диковинной, что
напротив Скита Филаретова, над Енисеем-батюшкой высилась. Взошел Егорушка на скалу эту диковинную и сел ждать Настасьюшку, красу свою ненаглядную. Да только не пришла Настасьюшка в место это укромное, потому как прознал лабазник-батюшка о слове заветном Егорушки. Да не просто прознал, а поведал о том Филарету-иеромонаху. Осерчал тогда Филарет, да отправил послушников своих верных за Егорушкой.
А Егорушка сидит, задумавшись, на скале диковинной, да о том, как с Настасьюшкой
жить в доме батюшки-охотника будут, мечтает. Только глядь, а по тропке единственной, что на скалу диковинную змейкой вьется-петляет, монахи Скита Знаменского, послушники Филаретовы, поднимаются. Вскочил Егорушка на ноги и в отчаянье к самому краю-обрыву скалы диковинной подступил.
Взобрались тут на скалу монахи скитские, Егорушку к Филарету покаяться, да
прощения просить кличут. Только сложил Егорушка смиренно руки свои крепкие, и подняв лицо к солнцу всходящему, молвил слово прощальное: "Простите меня, люди добрые, братья мои скитские. Спасибо вам за науку книжную да приют отеческий, но только не вернусь я в келью монашескую, потому как нет мне счастья в доле иноческой". Налетел вдруг ветер-ураган с Енисея-батюшки, закружилось все перед глазами монашескими, а когда прояснилось опять небо синее, да выглянуло солнце ясное, не оказалось Егорушки на обрыве крутом - осыпчатом.
Упал Егорушка со скалы диковинной, упал да и разбился насмерть о камни прибрежные
Енисея-батюшки. Похоронили монахи Егорушку прямо здесь под скалой диковинной, а на
могиле поставили крест большой лиственничный.
Много ли мало ли времени прошло, да только стали замечать люди, что на могилу
Егорушкину к кресту лиственничному наведываться стала Настасьюшка, жена мужика
овсянского, богатого. Каждый день на зорьке утренней приплывала она к могиле любимого и обливалась слезами горючими.
Прошло с того времени легендарного уж много-много лет. Скалу эту диковинную
прозвали в народе "Монахом", а ручеек с водой чистой-пречистой, что вьется возле скалы, - Настасьюшкиным. А на месте, где долгие годы стоял крест лиственничный, растет сейчас береза одинокая, с грустно перешептывающимися ветвями.
Вот такую легенду поведал мне дедушка, а я дарю ее всем жителям нашего
прекрасного города.


Енисей  - Скала Монах


Енисей  - Скала Монах


Енисей


Енисей - Красноярская ГЭС

А вот из-за этой рукотворной красавицы вода в Енисее всегда холодная. Встречайте, Красноярска ГЭС! О ней подробно в следующей части рассказа.

Дальше=>>>

<<<=на Морские и заморские записки

Copyright © 2000-2015
Сергей Семёркин