Тысячелетний Рим и другие не менее тысячелетние города Италии
7. Рим - часть вторая - музеи Ватикана
Сайт обстоятельно рассказывает, что двор Пинии переводится на русский язык как двор сосновой шишки, названный так в честь огромной сосновой шишки, выполненной из бронзы и украшающий собой площадку перед Бельведерским дворцом, является очередной достопримечательностью Ватикана. Изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году. Этот необычный элемент, чья нижняя часть украшена барельефами, изображающими атлетов Рима, выступает в роли фрагмента, венчающего античный фонтан, по обе стороны которого расположены фигуры бронзовых павлинов, а в центре находится барельеф головы, источающий воду. За шишкой знаменитая ниша Бельведера
Скульптура «Земной шар». Приобретена Ватиканом как шедевр современного искусства, в 1990 году, при папе Иоанне Павле II. Автор — итальянский скульптор Арнольдо Помодоро (иногда называют Помадоро). Диаметр наружного шара — 4 метра!
Скульптура вращается. В работу заложенный глубокий философский смысл. Гигантский, отполированный до зеркального блеска медный шар раскалывается безобразными черными трещинами, ползущими с оголенного лона земли. Люди, стоячие рядом со скульптурой, отображаются в ней. И вдруг понимаешь: а ведь и ты принимаешь участие в разрушения планеты — нашего общего дома
На самом деле эта статуя изображает атлета в тот момент, когда он с помощью скребка старается очиститься от остатков масла (наносимого мастерами кулачного боя перед схваткой, для того, чтобы проще выскальзывать из объятий противника в бою) прилипшего к телу песка и пота. Статуя представляет собой копию в мраморе, датируемую I в.н.э. с бронзовой фигуры работы греческого мастера Лизиппа (приблизительно 330 г.до н.э.), любимца Александра Македонского, подсказывает cайт
Женщинам обязательна фотография рядом с Аполлоном Бельведерским - это одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130 - 140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара
Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.
Лаокоон, жрец Аполлона, и два его сына были стиснуты кольцами двух змей у подножия алтаря. Грудь Лаокоона поднимается и выпячивается, поскольку он безуспешно пытается оторвать голову змеи, которая собирается укусить его в бедро. Другая змея уже вонзила свои ядовитые зубы в бок младшего сына, который бессильно в муке оседает, в то время как старший сын пытается освободиться от ее колец. Вергилий подробно описывает этот эпизод (Энеида, II 199—233): троянский жрец Лаокоон предостерегал своих соотечественников против деревянного коня, оставленного уехавшими греками как «подношение Афине» и бросил в него свое копье. Это разгневало Афину, которая послала змей, чтобы убить Лаокоона. Неверно истолковав предзнаменование, троянцы не послушали предупреждений Лаокоона и втащили деревянного коня в город. Только Эней понял истинное значение предзнаменования и спас себя и свою семью; уехав в Италию, он основал там Лавиниум, а его сын — Альба Лонгу. Еще во времена Цезаря легендарная троянская родословная рода Юлиев использовалась в политических целях. Август сделал легенду краеугольным камнем своей империи, используя ее, чтобы узаконить свои притязания на трон. Группа Лаокоона, которую Плиний видел в императорском дворце, была, вероятно, заказана императором в первой половине I в. и изготовлена родосскими скульпторами с бронзового оригинала II в. до н. э. Согнутая правая рука была обнаружена Людвигом Поллаком (Ludwig Pollak) в 1905 г.; как оказалось, она принадлежала фигуре Лаокоона и была прикреплена к статуе во время последней реставрации, в 1957—60 гг. Так как значение этой скульптуры не ограничивается ее художественными достоинствами, но включает и ее историю, старая реконструкция Монторсоли (Montorsoli) была сохранена в гипсовом слепке, который можно увидеть из одного из окон Григорианского музея
Статуя река Тигр.
Еще одно обязательное фото – рядом со скульптурой Венеры Счастливой (Venus Felix), она была сделанав 170 г. Эта скульптура имеет портретное сходство с Фаустиной, младшей женой императора Марка Аврелия.
Серьёзная синьора.
Кому нужны деньги – подержитесь за мешочек статуи Меркурия.
А это какой-то веселый малый (Бахус?) с вином, у его ног забавный кот, который словно говорит: «Сегодня пятница – гуляем!».
Собака. Видимо, такие скульптуры ставили рядом с предупреждением: «Осторожно! Во дворе злая собака!»
В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони , часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов.
Забой быка. Охотнику помогает собака. К кровавой ране тянется и змея. А ногу хочет укусить скорпион.
Лев задирает лошадь. Лошадке больно. А лев невозмутим.
Роспись потолка.
Император Клавдий в образе Юпитера.40—50-е гг. I в. н. э.
Новые черты становятся еще заметнее в портретах времени императора Клавдия (41—54 гг. н. э.). Один из лучших — статуя императора Клавдия в ротонде Ватиканского музея. Клавдий изображен в образе Юпитера, в плаще, перекинутом через левое плечо, с жезлом в левой руке. Его голову украшает венок из дубовых листьев, рядом с ним — орел, неизменный спутник Юпитера. Статуя поражает несоответствием трактовки тела и головы: портретная голова пожилого императора посажена на статую греческого бога, лишь слегка переработанную мастером. В упомянутых выше статуях Августа и Тиберия, в которых они также изображены в образе Юпитера, формы, заимствованные из пластического искусства Греции, были переработаны мастером и хорошо сочетались с идеализированными чертами лица. В статуе Клавдия чисто внешне использованы формы классического искусства, что с этого времени становится обычным для римского портрета.
Идеальные формы тела вступают в противоречие с реалистической характеристикой лица. Портретная голова Клавдия является работой незаурядного художника. В ней переданы особенности старческого возраста — дряблая кожа, маленькие глубоко запавшие глаза, морщины на лице. Уши оттопырены, волосы низко зачесаны на лоб. Такое реалистическое изображение старческого лица представляет новое явление в портретах римских императоров. Черты лица Клавдия трактованы мягко и живописно, что характерно для многих портретов того времени.
Статуя императора Гальбы.
Статуя богини Юноны.
Колоссальная бронзовая статуя Геракла.
Найдена в 1864 г. около театра Помпея, где была тщательно захоронена. Каменные плиты, закрывавшие могилу, содержали надпись со словами: «Fulgor Conditum Summanium», указывая, что статуя была поражена молнией и захоронена на месте. Атрибуты Геракла: дубина, шкура льва и яблоки из сада Гесперид.
Купол.
Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала триклиний (обеденный зал), и отреставрирована в 18 веке; в центре мозаичного круга помещено изображение Афины-богини-воительницы, облаченной в шлем с султаном и эгидой-своего рода кирасу из козлиной шкуры, в центре которой, прямо на груди ,прикреплен медальон с головой Горгоны (Gorgoneia). Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил, а заодно служило отличным предостережением для особо агрессивных гостей. Вокруг богини изображение фазы Луны. (III в.н.э.)
Саркофаг Елены. На нем изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина.
Сфинкс.
Лицедей.
Роспись потолка.
Вид на сад Ватикана. Антенна принадлежит "Радио Ватикана"
Ангелы убивают демонов.
Фреска "Диспут о Таинстве Причастия" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета. Внизу, на земле, представлены отцы церкви - Иероним, Амвросий, Августин, Фома Аквинский, Святой Бонавентура и другие богословы, в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте - величайшего поэта, и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.
А вот этот швейцарский гвардеец мне напомнил стража ворот Фараманта из сказки Волкова «Волшебник изумрудного города».
Парковка Ватикана.
Битва между Константином и Максенцием на мосту Мильвио. Максенций на коне тонет в реке.
Роспись потолка Томмазо Лауретти, "Триумф христианской религии над язычеством"
Вот эта фреска произвела на меня особенное впечатление - "Освобождение Петра" (1513-1514 гг.), рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.
Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции-фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в небесных пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Автор поставил свою подпись на тунике Евклида, написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.", (Рафаэль Урбинский своей рукой). Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске, где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.
Микеланджело легко узнать, он единственный в сапогах (греки их не носили).
Рассказывают, что в Станце Подписей, однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей, он долго рассматривал фрески, и по выражению его лица можно было понять, что увиденным он остался доволен, а узнав себя в образе Гераклита, хитро ухмыльнулся и промолвил: «Одно радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев».
Фреска «Пожар в Борго» — повествует о пожаре 847 года в районе Борго, примыкающему к Папскому дворцу. Согласно легенде, папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар, опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго. Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня, и пламя уже угрожало собору Святого Петра. Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции, динамизму, колориту и пластике. Написание многих фигур было доверено ученикам.
Вынужденный заниматься больше делами архитектуры, Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами. В глубине на возвышении, куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме. Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией, откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением. Но его фигура дана в глубине картины, утратив своё главенствующее значение. Всё внимание сосредоточено на картине пожара. По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя, ища спасения от огня, а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.
Впечатляет изображение людей, в спешке покидающих горящие дома. Здесь Рафаэль показал себя ценителем античной поэзии, запечатлев героев «Энеиды» Вергилия, спасшихся во время пожара в Трое. Молодой Эней выносит на спине старого отца Анхиза.
Мильон?
Два?
Три?
Четыре?
Пять?
Шесть?
Семь?
Неа. 150 000 000 – сто пятьдесят мильонов евро!
Ничего не понимаю в современном искусстве, но думаю, что Ватикан переплатил как минимум 149,9 миллионов.
Святого Григория папе римскому подарили из Армении
|
Copyright © 2000-2014
Сергей Семёркин