Рим - часть вторая - музеи Ватикана

Тысячелетний Рим и другие не менее тысячелетние города Италии

7. Рим - часть вторая - музеи Ватикана


Вперед по музеям Ватикана. Здесь туристам обязательно нужно сфоткаться с несколькими достопримечательностями. Во-первых – с шишкой.

Рим - музеи Ватикана - сосновая шишка

Сайт обстоятельно рассказывает, что двор Пинии переводится на русский язык как двор сосновой шишки, названный так в честь огромной сосновой шишки, выполненной из бронзы и украшающий собой площадку перед Бельведерским дворцом, является очередной достопримечательностью Ватикана. Изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году. Этот необычный элемент, чья нижняя часть украшена барельефами, изображающими атлетов Рима, выступает в роли фрагмента, венчающего античный фонтан, по обе стороны которого расположены фигуры бронзовых павлинов, а в центре находится барельеф головы, источающий воду. За шишкой знаменитая ниша Бельведера


Еще одно памятное фото - с земным шаром. Важный момент: если вы не отражаетесь в шаре — вы безгрешны!

Рим - музеи Ватикана -  Скульптура Земной шар

Скульптура «Земной шар». Приобретена Ватиканом как шедевр современного искусства, в 1990 году, при папе Иоанне Павле II. Автор — итальянский скульптор Арнольдо Помодоро (иногда называют Помадоро). Диаметр наружного шара — 4 метра!

Скульптура вращается. В работу заложенный глубокий философский смысл. Гигантский, отполированный до зеркального блеска медный шар раскалывается безобразными черными трещинами, ползущими с оголенного лона земли. Люди, стоячие рядом со скульптурой, отображаются в ней. И вдруг понимаешь: а ведь и ты принимаешь участие в разрушения планеты — нашего общего дома


Похоже, Адольф Гитлер подсмотрел знаменитый жест со вскидыванием руки (зигу) у этого молодого человека (чёрный юмор).

Рим - музеи Ватикана - статуя атлета

На самом деле эта статуя изображает атлета в тот момент, когда он с помощью скребка старается очиститься от остатков масла (наносимого мастерами кулачного боя перед схваткой, для того, чтобы проще выскальзывать из объятий противника в бою) прилипшего к телу песка и пота. Статуя представляет собой копию в мраморе, датируемую I в.н.э. с бронзовой фигуры работы греческого мастера Лизиппа (приблизительно 330 г.до н.э.), любимца Александра Македонского, подсказывает cайт


Рим - музеи Ватикана - Аполлон Бельведерский

Женщинам обязательна фотография рядом с Аполлоном Бельведерским - это одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130 - 140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара


Рим - музеи Ватикана - Мраморная группа Лаокоон и сыновья

Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.

Лаокоон, жрец Аполлона, и два его сына были стиснуты кольцами двух змей у подножия алтаря. Грудь Лаокоона поднимается и выпячивается, поскольку он безуспешно пытается оторвать голову змеи, которая собирается укусить его в бедро. Другая змея уже вонзила свои ядовитые зубы в бок младшего сына, который бессильно в муке оседает, в то время как старший сын пытается освободиться от ее колец. Вергилий подробно описывает этот эпизод (Энеида, II 199—233): троянский жрец Лаокоон предостерегал своих соотечественников против деревянного коня, оставленного уехавшими греками как «подношение Афине» и бросил в него свое копье. Это разгневало Афину, которая послала змей, чтобы убить Лаокоона. Неверно истолковав предзнаменование, троянцы не послушали предупреждений Лаокоона и втащили деревянного коня в город. Только Эней понял истинное значение предзнаменования и спас себя и свою семью; уехав в Италию, он основал там Лавиниум, а его сын — Альба Лонгу. Еще во времена Цезаря легендарная троянская родословная рода Юлиев использовалась в политических целях. Август сделал легенду краеугольным камнем своей империи, используя ее, чтобы узаконить свои притязания на трон. Группа Лаокоона, которую Плиний видел в императорском дворце, была, вероятно, заказана императором в первой половине I в. и изготовлена родосскими скульпторами с бронзового оригинала II в. до н. э. Согнутая правая рука была обнаружена Людвигом Поллаком (Ludwig Pollak) в 1905 г.; как оказалось, она принадлежала фигуре Лаокоона и была прикреплена к статуе во время последней реставрации, в 1957—60 гг. Так как значение этой скульптуры не ограничивается ее художественными достоинствами, но включает и ее историю, старая реконструкция Монторсоли (Montorsoli) была сохранена в гипсовом слепке, который можно увидеть из одного из окон Григорианского музея


Рим - музеи Ватикана - Статуя река Тигр

Статуя река Тигр.


Рим - музеи Ватикана - скульптура Венеры Счастливой

Еще одно обязательное фото – рядом со скульптурой Венеры Счастливой (Venus Felix), она была сделанав 170 г. Эта скульптура имеет портретное сходство с Фаустиной, младшей женой императора Марка Аврелия.


Рим - музеи Ватикана - Серьёзная синьора

Серьёзная синьора.


Рим - музеи Ватикана - статуя Меркурия

Кому нужны деньги – подержитесь за мешочек статуи Меркурия.


Рим - музеи Ватикана

А это какой-то веселый малый (Бахус?) с вином, у его ног забавный кот, который словно говорит: «Сегодня пятница – гуляем!».


Рим - музеи Ватикана - скульптура собаки

Собака. Видимо, такие скульптуры ставили рядом с предупреждением: «Осторожно! Во дворе злая собака!»


Рим - музеи Ватикана


Рим - музеи Ватикана - зал животных

В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони , часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов.


Рим - музеи Ватикана - зал животных

Забой быка. Охотнику помогает собака. К кровавой ране тянется и змея. А ногу хочет укусить скорпион.


Рим - музеи Ватикана - зал животных - Лев задирает лошадь

Лев задирает лошадь. Лошадке больно. А лев невозмутим.


Рим - музеи Ватикана - Роспись потолка

Роспись потолка.


Рим - музеи Ватикана - Император Клавдий в образе Юпитера

Император Клавдий в образе Юпитера.40—50-е гг. I в. н. э.

Новые черты становятся еще заметнее в портретах времени императора Клавдия (41—54 гг. н. э.). Один из лучших — статуя императора Клавдия в ротонде Ватиканского музея. Клавдий изображен в образе Юпитера, в плаще, перекинутом через левое плечо, с жезлом в левой руке. Его голову украшает венок из дубовых листьев, рядом с ним — орел, неизменный спутник Юпитера. Статуя поражает несоответствием трактовки тела и головы: портретная голова пожилого императора посажена на статую греческого бога, лишь слегка переработанную мастером. В упомянутых выше статуях Августа и Тиберия, в которых они также изображены в образе Юпитера, формы, заимствованные из пластического искусства Греции, были переработаны мастером и хорошо сочетались с идеализированными чертами лица. В статуе Клавдия чисто внешне использованы формы классического искусства, что с этого времени становится обычным для римского портрета.

Идеальные формы тела вступают в противоречие с реалистической характеристикой лица. Портретная голова Клавдия является работой незаурядного художника. В ней переданы особенности старческого возраста — дряблая кожа, маленькие глубоко запавшие глаза, морщины на лице. Уши оттопырены, волосы низко зачесаны на лоб. Такое реалистическое изображение старческого лица представляет новое явление в портретах римских императоров. Черты лица Клавдия трактованы мягко и живописно, что характерно для многих портретов того времени.


Рим  - музеи Ватикана - Статуя императора Гальбы

Статуя императора Гальбы.


Рим - музеи Ватикана - Статуя богини Юноны

Статуя богини Юноны.


Рим - музеи Ватикана - Колоссальная бронзовая статуя Геракла

Колоссальная бронзовая статуя Геракла.

Найдена в 1864 г. около театра Помпея, где была тщательно захоронена. Каменные плиты, закрывавшие могилу, содержали надпись со словами: «Fulgor Conditum Summanium», указывая, что статуя была поражена молнией и захоронена на месте. Атрибуты Геракла: дубина, шкура льва и яблоки из сада Гесперид.


Рим - музеи Ватикана - купол

Купол.


Рим - музеи Ватикана - мозаика на полу - изображение Афины

Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала триклиний (обеденный зал), и отреставрирована в 18 веке; в центре мозаичного круга помещено изображение Афины-богини-воительницы, облаченной в шлем с султаном и эгидой-своего рода кирасу из козлиной шкуры, в центре которой, прямо на груди ,прикреплен медальон с головой Горгоны (Gorgoneia). Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил, а заодно служило отличным предостережением для особо агрессивных гостей. Вокруг богини изображение фазы Луны. (III в.н.э.)


Рим - музеи Ватикана


Рим - музеи Ватикана - Саркофаг Елены

Саркофаг Елены. На нем изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина.


Рим - музеи Ватикана - сфинкс

Сфинкс.


Рим - музеи Ватикана - Лицедей

Лицедей.


Рим - музеи Ватикана -  Роспись потолка

Роспись потолка.


Рим - музеи Ватикана -  Роспись потолка


Рим - музеи Ватикана - Вид на сад Ватикана

Вид на сад Ватикана. Антенна принадлежит "Радио Ватикана"


Рим - музеи Ватикана -  Роспись потолка - Ангелы убивают демонов

Ангелы убивают демонов.


Рим - музеи Ватикана - Фреска Диспут о Таинстве Причастия

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета. Внизу, на земле, представлены отцы церкви - Иероним, Амвросий, Августин, Фома Аквинский, Святой Бонавентура и другие богословы, в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте - величайшего поэта, и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.


Рим - музеи Ватикана


Рим - музеи Ватикана - швейцарский гвардеец

А вот этот швейцарский гвардеец мне напомнил стража ворот Фараманта из сказки Волкова «Волшебник изумрудного города».


Рим - музеи Ватикана - Парковка Ватикана

Парковка Ватикана.


Рим - музеи Ватикана - Битва между Константином и Максенцием на мосту Мильвио

Битва между Константином и Максенцием на мосту Мильвио. Максенций на коне тонет в реке.


Рим - музеи Ватикана - Триумф христианской религии над язычеством

Роспись потолка Томмазо Лауретти, "Триумф христианской религии над язычеством"


Рим - музеи Ватикана - фреска Освобождение Петра

Вот эта фреска произвела на меня особенное впечатление - "Освобождение Петра" (1513-1514 гг.), рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.


Рим - музеи Ватикана - фреска Афинская школа

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции-фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в небесных пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Автор поставил свою подпись на тунике Евклида, написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.", (Рафаэль Урбинский своей рукой). Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске, где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.

Микеланджело легко узнать, он единственный в сапогах (греки их не носили).

Рассказывают, что в Станце Подписей, однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей, он долго рассматривал фрески, и по выражению его лица можно было понять, что увиденным он остался доволен, а узнав себя в образе Гераклита, хитро ухмыльнулся и промолвил: «Одно радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев».


Рим - музеи Ватикана - Фреска Пожар в Борго

Фреска «Пожар в Борго» — повествует о пожаре 847 года в районе Борго, примыкающему к Папскому дворцу. Согласно легенде, папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар, опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго. Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня, и пламя уже угрожало собору Святого Петра. Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции, динамизму, колориту и пластике. Написание многих фигур было доверено ученикам.

Вынужденный заниматься больше делами архитектуры, Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами. В глубине на возвышении, куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме. Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией, откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением. Но его фигура дана в глубине картины, утратив своё главенствующее значение. Всё внимание сосредоточено на картине пожара. По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя, ища спасения от огня, а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.

Впечатляет изображение людей, в спешке покидающих горящие дома. Здесь Рафаэль показал себя ценителем античной поэзии, запечатлев героев «Энеиды» Вергилия, спасшихся во время пожара в Трое. Молодой Эней выносит на спине старого отца Анхиза.


Как вы думаете, сколько стоит эта современная картина изображающая папу?

Рим - музеи Ватикана - картина за 150 миллионов евро

Мильон?

Два?

Три?

Четыре?

Пять?

Шесть?

Семь?

Неа. 150 000 000 – сто пятьдесят мильонов евро!

Ничего не понимаю в современном искусстве, но думаю, что Ватикан переплатил как минимум 149,9 миллионов.


Рим - музеи Ватикана - скульптура Святого Григория

Святого Григория папе римскому подарили из Армении

Дальше=>>>

<<<=на Морские и заморские записки

Copyright © 2000-2014
Сергей Семёркин