Рим - часть третья - собор Святого Петра

Тысячелетний Рим и другие не менее тысячелетние города Италии

8. Рим - часть третья - собор Святого Петра


Рим - собор Святого Петра

Собор Святого Петра поражает своими размерами. Общая длина базилики 211,6 м.

Центральная часть огорожена красным барьером - на полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра. Типа огромной линейки, у которой нулевая отметка находится в дальнем конце собора, если смотреть на этот снимок (по мне так это ярмарка тщеславия).

До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар — бывший Берег Слоновой Кости). Я спрашиваю: кто разрешил в Африке строить храм больше? У них что там денег много или народ не голодает???


Рим - собор Святого Петра - Купол Микеланджело

Купол Микеланджело. Шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.


Рим - собор Святого Петра - балдахин на четырёх витых колоннах, под ним находится могила Святого Петра

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Под ним находится могила Святого Петра.

Интересный факт: алтарь собора Святого Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство христианских храмов.


Рим - собор Святого Петра - у статуи Святого Петра очередь

У статуи Святого Петра очередь. Туристы гладят ноги, можно одну гладить, а можно две. Поверие гласит, что в момент поглаживания надо загадать желание. Судя по отполированным ступням Петра, желающих в мире много.


Рим - собор Святого Петра - статуя Лонгина

В соборе хранится Копье сотника Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. На сколько я понимаю, таких копий несколько (в Армении, в Вене и в Кракове). В общем, с реликвиями ещё та путаница. Вот статуя Лонгина в соборе, выше — балкон, где хранится реликвия (или копия).


Рим - собор Святого Петра


Рим - собор Святого Петра


Рим - собор Святого Петра Надгробие папы Григория XIII

Надгробие папы Григория XIII. Автор: миланский скульптор Camillo Rusconi, 1723 г. Слева - аллегория Религии, держит скрижали с законом Божиим. Справа-Знание. Барельеф напоминает от осуществленной папой реформе-введении нового календаря (григорианского). За 4 октября 1582 г. последовало 15 октября. 4 октября - это день памяти св. Франциска, который ни в коем случае не должен был быть пропущен.


Рим - собор Святого Петра - Статуя Святой Равноапостольной царицы Елены

Статуя Святой Равноапостольной царицы Елены. Автор: Andrea Bolgi, ученик Бернини, 1635 г., реликвия - частицы Животворящего креста.


Рим - собор Святого Петра - Статуя апостола Андрея Первозванного

Статуя апостола Андрея Первозванного. Автор: Francois Duquesnoy, 1629/39гг., реликвия - голова святого. Реликвия была привезена в Венецию Thomas Palaiolagos, последним правителем Morea, спасавшимся от турецкого вторжения на Пелопоннес, и подарена Пию II (1460). Как знак дружбы с греческой православной церковью в 1966 г.папа Павел VI преподнес реликвию в дар церкви Св.Андрея в городе Patras, где святой умер.


Рим - собор Святого Петра - Надгробие папы Пия VII работы Торвальдсена

Надгробие папы Пия VII работы Торвальдсена, между 1823 и 1831 Торвальдсен – единственный протестанский скульптор, работавший в соборе Св. Петра. Памятник заказал кардинал Consalvi, ватиканский первый министр и министр иностранных дел. Для этого кардинал продал все свои драгоценности. По недостоверной легенде Торвальдсен, которому как протестанту запретили подписать свою работу, вырезал свое лицо. Однако статуя имеет портретное сходство с папой.

Памятник находится у восточной стены капеллы Клементины. Папа изображен благословляющим всех, и друзей, и врагов. Оказывая давление на папу, Наполеон держал его в Фонтенбло. После падения Наполеона, папа помогал императору и его престарелой матери всем чем мог. Около статуи папы находятся аллегорические фигуры Времени с песочными часами и Истории с книгой.


Рим - собор Святого Петра - Алтарь Преображение

Алтарь «Преображение» (последняя картина Рафаэля 1518-1520 гг.) Незадолго до своего страдания и смерти на кресте Иисус Христос сказал апостолам, что среди них есть те, кто прежде смерти увидит Царство Божие пришедшее в силе. Через несколько дней трех из них: Петра, Иакова и Иоанна, он возвел на высокую гору Фавор и там, во время молитвы, преобразился перед ними.«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». Так описывает это событие евангелист Марк. Смысл Преображения Господня для апостолов заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание и смерть Бога за людей. И проповедали миру ,что Господь Иисус Христос, есть истинный Сын Божий.

Празднование Церковью этого евангельского события совпадает со сбором урожая, поэтому в этот день принято освящать разнообразные земные плоды и благодарить за них Бога.

Кардинал Джулиано ди Медичи, будущий папа Клемент VII, заказал эту картину в 1517 г.Рафаэлю для французского собора в городе Нарбонна - кафедры кардинала. Картину закончили ученики Рафаэля - Джулиано Романо и Франческо Пенни после смерти Рафаэля. Вазари писал, что неоконченную картину выставили около изголовья смертного одра Рафаэля, разрывая сердце всем, кто ее видел. Картина осталась в Риме в палаццо Канчеллерия, а затем помещена в церкви Сан Пьетро ин Монторио после 1523.В 1797 г.Наполеон вывез ее в Париж, картину вернули назад в 1815 г.Женская фигура внизу символизирует Церковь, дарующую мир, надежду и веру.

В картине соединены два сюжета - преображение Христа и эпизод о встрече апостолов с бесноватым мальчиком, который был исцелен Иисусом Христом, сошедшим с горы Фавор.

Сама картина сейчас находится в Пинакотеке Ватикана, а в соборе - ее мозаичная копия.


Рим - собор Святого Петра


Рим - собор Святого Петра - Алтарь Святого Иеронима

Алтарь Святого Иеронима.


Рим - собор Святого Петра - саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII. Итальянцы называли его "Добрый папа". Взойдя на папский престол в 1958 году, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. В 1962 г. созвал II Ватиканский собор. Понтификат Иоанна XXIII, продлившийся неполных 5 лет, определил новый курс ватиканской политики, которая соответствовала новым реалиям и была призвана установить диалог между разными странами и конфессиями, а также улучшить социальное положение верующих в разных регионах мира. Большинство исследователей называют политику папы Иоанна XXIII, направленную в защиту беднейших жителей мира ,примером утверждения принципов христианского социализма,которые развивались в папских энцикликах. Деятельность папы не получила должной оценки в его ближайшем окружении. Противники курса Иоанна XXIII называли его«красным папой»,сторонники-«папой мира». Папе не было суждено самому осуществить программу«обновления»церкви, принятую Вторым Ватиканским собором. Он умер 3 июня 1963 от рака желудка, отказавшись от операции. Как недавно выяснилось, тело святого отца было тотчас же после смерти забальзамировано ассистентом Института анатомии медицинского факультета Католического Университета Сердца Иисуса Дженнаро Голья, поэтому при эксгумации 16 января 2001 года оно было найдено совершенно нетленным. В 2000 году папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных (беатифицировал его); это первый шаг к канонизации одного из самых популярных пап XX века.


Рим - собор Святого Петра

В соборе три подобных нетленных тела пантификов. Вот еще одно за стеклом.


Рим - собор Святого Петра - Памятник папе Бенедикту XV

Памятник папе Бенедикту XV (правил 1914-1922), прекрасная работа Pietro Canonica.


Рим - собор Святого Петра - Надгробие папы Иннокентия VIII

Надгробие папы Иннокентия VIII. Создано в 1498 г. скульптором Антонио Поллайоло,это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. В левой руке папа держит наконечник Святого копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в его смерти.


Рим - собор Святого Петра


Рим - собор Святого Петра - Оплакивание Христа

В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — «Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная гением. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.


Рим - собор Святого Петра - Оплакивание Христа

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Правильно, от подобных уродов шедевры надо защищать! К сожалению, стекло бликует, что сказывается на качестве фотографий.


Рим - собор Святого Петра - Швейцарский гвардеец в форме от Микеланджело

Швейцарский гвардеец в форме от Микеланджело. Что такое защитный цвет хаки тогда не знали.

Сайт уточняет, что швейцарской гвардии только один раз представился случай умереть за папу: во время разграбления Рима Бурбоном в 1527 году, когда все, кроме двенадцати человек, полегли на площади, у собора Святого Петра, храбро защищая Ватикан от явно превосходящего в численности противника.

Полная численность швейцарской гвардии — сто двадцать человек. Рекруты должны были быть неженатыми, от восемнадцати до двадцати пяти лет, ростом по крайней мере пяти футов одиннадцати дюймов и, разумеется, католиками. До поступления в гвардию рекрут должен был пройти хотя бы предварительное обучение в швейцарской армии. Полковник, подполковник, майор, капитан и два лейтенанта гвардии — все они должны были быть офицерами швейцарской армии.

Швейцарцы получают пенсию после десятилетней службы, и она выплачивается в швейцарских франках. Большое значение придается муштре, и первое, чему новобранец обязан научиться, это правильно держать восьмифутовую алебарду и, приветствуя папу, грациозно опускаться на правое колено, держа алебарду в правой руке строго перпендикулярно полу. Мало кто из гвардейцев учит итальянский, они обычно живут своей собственной маленькой колонией. Когда гвардейцы не на службе, они надевают простую одежду и бродят по Риму, неотличимые от туристов.


Рим  собор Святого Петра - фасад

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.


Рим  собор Святого Петра - фасад

На фасаде собора Иисус, Иоанн Креститель и 11 апостолов, Святого Петра здесь нет.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.


Рим  собор Святого Петра - купол Микеланджело

Проблема собора Святого Петра – слишком высокий фасад, он настолько высок, что закрывает даже огромный купол. В результате такой диспропорции купол виден только с большой дистанции, да и то в хорошую оптику (но тогда не видно фасада – вот такая вот архитектурная загогулина:)


Рим - площадь Святого Петра - древнеегипетский обелиск

В центре площади Святого Петра находится древнеегипетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой в I веке. По преданию, на вершине обелиска, находилась сфера, в которой покоился прах Юлия Цезаря. Кстати, обелиск и круглая площадь – это солнечные часы, уточняет cайт.

Впереди нас ждёт экскурсия Рим христианский.

Дальше=>>>

<<<=на Морские и заморские записки

Copyright © 2000-2014
Сергей Семёркин