Тысячелетний Рим и другие не менее тысячелетние города Италии
12. Флоренция
Флоренция — как много в этом слове, для сердца художника сплелось.
Этот город в прошлом был центром Флорентийской республики, столицей герцогов Медичи и Итальянского королевства, ныне — административный центр региона Тоскана. Население — 377 тысяч человек (2013). Туристов в городе столько, что местных в центре видно редко.
Несмотря на удалённость от моря и постоянные политические треволнения, Флоренция XIII—XVII веков внесла грандиозный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации. Город дал миру таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте и Галилей. Местный диалект лёг в основу литературного итальянского языка, флорентийская монета стала эталоном для всей Европы, флорентийские художники разработали законы перспективы, флорентийские мыслители положили начало эпохе Возрождения, а флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи дал своё имя двум континентам.
Сайт подсказывает, что собор Санта Мария дель Фьоре поднимается в самом центре древнего города. Резное мраморное здание собора венчает огромный купол ржаво-красного цвета. В Италии своими размерами Флорентийский собор уступает лишь собору Св.Петра в Риме.
К концу XIII века благодаря деятельности флорентийских торговцев шерстью и банкиров город разбогател и небольшой собор Санта Репарата уже не отражал нового статуса города. Влиятельные купцы Флоренции решили построить новый собор и пригласили для составления проекта архитектора Арнольфо ди Камбио в 1296 году. Ди Камбио использовал в своем проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры.
Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора. Но в 1310 году работы были приостановлены из-за смерти ди Камбио. Строительство возобновилось лишь в 1330-х годах, когда для возведения колокольни был приглашен Джотто ди Бондоне. Он скончался в 1337 году, так и не завершив строительство колокольни, вошедшей в историю под названием Кампанила Джотто. Высотой 84 метра, она имеет квадратную форму и со всех сторон украшена шестигранными и ромбовидными медальонами работы Андреа Пизано, Луки делла Роббиа, Альберто Арнольди и других мастеров этой школы, а также нишами со статуями и глухими нишами. Кампаниллу достроили только лишь к 1359 году.
Несколько позже возобновилось строительство и остальных частей здания. Последние штрихи к работе над нефом и алтарной частью относятся к 1420 году, когда верхний ярус огромного восьмигранника барабана из зеленого и белого мрамора наконец достроили.
При проектировании купола, венчающего восьмигранник, возникла техническая проблема, так как власти не хотели оплачивать строительство высоких лесов. После жарких дискуссий был приглашен великий скульптор, архитектор и золотых дел мастер эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески, обещавший обойтись при возведении купола без дорогостоящих подмостков. Мастер не раскрывал деталей своего замысла вплоть до его полного воплощения..
Работа по возведению купола началась в 1420 году. Брунеллески сконструировал купол (из положенного "в елку" кирпича), имеющий арочный каркас, состоящий из восьми угловых дуг с наклоном в 60 градусов и соединяющих их горизонтальных перемычек. Купол облицован кирпично-красными изразцами, контрастирующими с зеленым, красным и белым цветом облицованных мрамором стен. Вся эта громоздкая конструкция купола диаметром около 43 метров завершалась крошечной беломраморной ротондой фонаря со шпилем и медным шаром (после 1446 года).
По окончании великолепного купола Брунеллески убедили остаться и возглавить работу по строительству до ее полного завершения, и к моменту его смерти в 1446 году собор Санта Мария дель Фьоре был почти достроен.
В 1587 году был разрушен фасад собора, строительство которого было начато по проекту Арнольфо ди Камбио, но так и не было доведено до конца. С этого момента в течение почти трех веков предлагались различные проекты и проводились конкурсы на осуществление нового фасада собора. И, наконец, в 1871 году был одобрен проект архитектора Эмилио де Фабрис, завершившего работы в 1887 году. Фасад, который мы видим сегодня, разительно отличается от всех предыдущих вариантов. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого - из карьеров Каррары, зеленого - из Прато и розового - из Мареммы.
Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из жизни Девы Марии. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами-розетками является фриз со статуями Апостолов и Девы Марии. Вверху над серией бюстов художников возвышается тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного.
Интерьер собора, выполненный в соответствии с архитектурными канонами итальянской готики, поражает протяженностью вертикального и горизонтального пространства. По своим размерам (длина - 153 метра; ширина в районе нефов - 38 метров и в районе трансепта - 90 метров) собор занимает четвертое место в мире. Пилоны, украшенные пилястрами, поддерживают огромные арки и перекрещивающиеся стрельчатые своды нефов. Вверху идет галерея, опирающаяся на консоли. В глубине открывается главный алтарь, работы Баччио Бандинелли, в окружении трех апсид, или кафедр, разделенных, в свою очередь, на пять отсеков. Пол выполнен в 1526-1660 годах из цветного мрамора архитекторами Баччио и Джулиано д'Аньоло, Франческо да Сангалло и другими мастерами.
Если вам повезет, то рассказывать о Флоренции вам будет гид Сергей. Вот это мощь, как у термоядерного реактора на свободных мюзонах (физики – молчать!) Так он описывает всякие перипетии из богатой истории Флоренции, таким зарядом юмора всё сдабривает. В общем – респект и уважуха! И еще присказка:
«А Микеланджело Буонарроти, который никогда и никому не делал комплиментов, сказал про этот купол Брунеллески: больше сделать можно, лучше – нельзя!». И Микеланджело Буонарроти сделал купол больше для собора Святого Петра в Риме. Но не лучше.
Внутри собор показался мне пустоватым. Хотя купол внушительный.
Нарисованные фигуры – как живые, вот-вот из окон выпадут. Трещина по куполу идет, это настораживает. И отверстия зачем-то сделаны. Технические, видимо.
Чтобы фасад блестел, его регулярно очищают.
Фасад и двери в храм богатые.
Колокольня в полный рост.
Ну где вы еще можете увидеть таких гламурных полицейских блондинок? Только во Флоренции!
Сайт рассказывает: башня La Torre della Pagliazza считается старейшим зданием во Флоренции, что сохранила свой первоначальный внешний вид. Она была построена на фундаменте, возможно, византийцами в пятом веке, как часть стены, или, возможно, лангобардами в седьмом веке, как простая Башня-дом.
Башня Pagliazza, единственная во Флоренции полукруглая, первоначально предназначалась для обороны города от угрозы готов. Параметр стен башни четко показывает, что она была возведена очень быстро, кладкой камней друг на друга, и частями кирпича, соединенных вместе с раствором. Наверное, потому что она находилась выше, чем сегодня, башню использовали с конца шестого века до конца восьмого века лангобарды в качестве смотровой башни выхода на восточной стороне флорентийской равнины. Некоторые части стены имеют несколько дуг, которые напоминают нам о римской архитектуре.
Позже, с 1200 года, башня использовалась как женская тюрьма и приобрела себе имя Splinter, происходящее от скромных постельных принадлежностей заключенных, которые были сделаны из простой соломы. В прошлые века башня стала частью небольшой ломбардийской церкви Сан-Микеле, которая в 1517 году перешла к монахам Посещения, братству, посвященному святой Елизавете, матери Иоанна Крестителя (покровителя Флоренции), а затем приняла имя святой Елизаветы, доставшееся ей от площади.
Позже церкви не стало видно, само здание было разделено на квартиры и коммерческие фонды и частично разрушено в конце восемнадцатого века. Что касается башни Splinter, сегодня она является неотъемлемой частью соседнего отеля и маленького частного музея.
Площадь с каруселью.
А над ней женщина без руки. Почто синьору (или сеньориту) обидели – я не в курсе.
Креативный попрошайка. Мог бы просто лежать, так нет, для увеличения собственной капитализации облачился в костюм.
Святой Петр.
Христос и Фома неверующий.
Маленькая деталь: пальцы Фомы выступают за парапет, так «искусство выходит за рамы».
Музей Il Bargello, созданный в 1865 году, содержит ряд важных произведений скульптуры и малого искусства эпохи Возрождения, включая шедевры Донателло, Делла Роббиа, Челлини, Джамболонья и Микеланджело. В музее, расположенном в одном из старейших зданий Флоренции, построенном в середине 13 века как резиденция правителя города Барджелло и совета юстиции, можно увидеть объекты из коллекции Медичи и частных коллекций.
Дворец Веккьо, является одной из главных достопримечательностей Флоренции. Строительство резиденции великого князя Vecchio della Signoria во Флоренции началось в 1299 году. За время своего существования во время правления Козимо I Медичи его неправильная форма была изменена несколько раз.
Главной достопримечательностью Палаццо Веккьо является зал XVI века. В течение краткого периода, когда Флоренция была столицей Италии, здесь размещалась палата депутатов и министерство иностранных дел. Компоновка внутреннего двора здания связана с именем Микелоццо 1453 года. Отделка лепниной и картинами была сделана Вазари, придворным архитектором, по случаю вступления в брак Франческо де Медичи с Джоанной австрийской. Вазари также разработан фонтан в центре, в то время как путти с дельфином считается работой Верроккьо, также как и монументальная лестница, ведущая на первый этаж здания. На вершине лестницы есть огромным зал, под названием Salone dey Cinquecento.
Площадь Синьории является одной из самых красивых площадей Италии, увековечена в миллионах фотографиях туристов со всего мира, которые рады остановиться здесь, чтобы полюбоваться красотой и гармонией. Но для создания этого шедевра, однако, пришлось пролить много крови.
«Фонтан Нептуна», называемый «квадрат» или «носок», который был возведен по заказу Козимо I Медичи в выполнении Баччо Бандинелли, с бассейном, в центре которого находится гигантская статуя из мрамора бога воды, скульптор Бартоломео Амманнати.
Фонтан Нептуна был создан Бартоломео Амманати к бракосочетанию Франческо I Медичи в 1570 году.
На этой площади находится и конный памятник Козимо I Медичи в выполнении Джамболонья, который поставил на мраморное основание бронзовые барельефы, изображающие моменты жизни первого великого герцога Тосканского.
Площадь Синьории, по сути, была частью Флоренции, где размещались богатые дома и башни, которые принадлежали к фракции гвельфов и гибеллинов. Когда гибеллины проиграли свою битву с гвельфами и их дома были разрушены, это место стало называться «проклятие земли», на котором запрещено было строить. Площадь стала центром гражданской, политической и социальной интеграции граждан, а сегодня она является шедевром искусства и архитектуры.
В нескольких метрах перед Фонтаном Нептуна находится мраморная доска, на которой отмечено место, где в 1498 году был повешен и сожжен Джироламо Савонаролы, обвиняемого в религиозной невоздержанности. На лестнице, ведущей к Дворцу Веккьо, есть несколько фигур, которые можно интерпретировать символически - Marzocco, лев, символ Флоренции, который в ногах поддерживает щит лилии; копию бронзовой Юдифи и Олоферна Донателло, символ Флорентийской республики, которые разрушает тиранию.
Ну и нельзя обойти на площади Синьории эту статую. Около ней фотографируются и женщины и мужчины. Это самая растиражированная скульптура в мире. Короче, ничего более известного скульптуры не создали.
Статуя Давида, которая является мраморной копией Микеланджело Буонарроти 1503.
Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.
Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.
Специалисты по анатомии обращают внимание на то, что в целях достижения большей художественной выразительности скульптор пошёл на искажение пропорций человеческого тела, особенно заметное в верхней части статуи. Один из учёных вычислил, что между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы[1].
Подобно другим ренессансным изображениям ветхозаветных персонажей, «Давид» не обрезан, что расходится с иудейской традицией[2]. В XX веке власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI века.
В 1991 году на статую набросился вандал с молотком, который, прежде чем его скрутили охранники, успел отколоть несколько кусков мрамора от пальцев левой ноги.
Персей с головой Медузы
Козимо I Медичи заказал ее ювелиру и скульптору Бенвенуто Челлини, когда тот вернулся в город после долгого путешествия по Европе. По задумке тосканского герцога скульптурная композиция должна была символизировать победу династии (ее олицетворял мужественный Персей) над Флорентийской республикой, которую символизировала Медуза Горгона – существо из древнегреческих мифов с женским лицом и «копной» змей на голове вместо волос, взгляд которой моментально превращал человека в камень. Челлини увековечил Персея в момент, когда он, торжествуя, держал в высоко поднятой руке отрубленную голову Горгоны и попирал ногами ее скрючившееся мертвое тело.
Сегодня, глядя на скульптуру, потрясающую взор своим творческим размахом, даже не скажешь, с какими невероятными трудностями столкнулся мастер. Козимо не давал ему деньги для работы, и Челлини не мог взять необходимое количество подмастерьев. Это приводило скульптора в отчаяние, он несколько раз хотел бросить работу и покинуть Флоренцию. Но потом брал себя в руки и продолжал начатое дело. Готовая скульптура весьма впечатлила горожан. Они называли Бенвенуто не иначе, как «сущим дьяволом». За то, что он сумел сотворить, казалось бы, невозможное. «Персей с головой Медузы» – единственная на площади Синьории оригинальная работа, то есть подлинник. Все остальные скульптуры представляют собой копии.
Скульптура «Юдифь с головой Олоферна» работы Донателло (1455—1460) изначально была изготовлена для дворца Медичи, а после объявления республики и разграбления дворца была перенесена на площадь Синьории.
Справа от входа в палаццо Веккьо установлен «Геркулес, победивший Какуса» работы Баччьо Бандинелли. Эта скульптура загораживают плоский камень в стене с нацарапанным человеческим профилем. По преданию, Микеланджело поспорил, что сможет высечь портрет преступника, которого собирались вешать на площади, повернувшись к изображению спиной.
«Геркулес и кентавр»
«Похищение сабинянок» — мраморная скульптура флорентийского скульптора Джамболоньи, классический образец скульптуры маньеризма, признанный шедевр этого мастера. Условно предполагается, что композиция изображает сцену из римской легенды о похищении римлянами сабинских женщин (так называемая «Сабинская война»).
Скульптура изготовлена из цельного блока белого мрамора, который считается самым крупным блоком, когда-либо доставленным во Флоренцию. Это был первый случай в европейской скульптуре, когда была создана многофигурная композиция, на которую можно смотреть с нескольких позиций. Джамболонья также создал мраморный пьедестал с бронзовыми рельефами. С 1583 года эта статуя находится в Лоджии Ланци во Флоренции.
«При создании этой скульптурной группы у мастера не было никакого конкретного замысла — он хотел лишь заставить замолчать тех критиков, которые усомнились в его способности изваять монументальную скульптуру из мрамора. Болонья избрал композицию, которая представлялась ему наиболее трудной — три объединённые общим действием фигуры с контрастными характерами. После споров о том, что же означает эта группа, учёные-современники скульптора — пришли, в конце концов, к выводу, что наиболее подходящее для неё название — „Похищение сабинянок“».
Скульптура изображает три человеческие фигуры: римлянина, сабинскую женщину и мужчину-сабинца. По замыслу автора, она может быть понята как метафора любви и борьбы за неё.
Композиционно фигуры закручены в спираль, которая вписывается в цилиндр. Болонья стремился продемонстрировать этой скульптурой, прежде всего, свою виртуозность. Он решил создать такую крупномасштабную композицию, которая производила бы художественное впечатление не только с одной, но и со всех сторон. Ранее такие композиции создавались только в бронзе и в гораздо меньшем масштабе. Джамболонья достиг своей цели, однако это далось ему ценой насилия над естественностью поз изображённой им группы. Фигуры «с лёгкостью выполняют своё хорошо отрепетированное хореографическое упражнение, но здесь, как и почти во всей эллинистической скульптуре, начисто отсутствует эмоциональный смысл. И, действительно, скульптурная группа восхищает соразмерностью и продуманностью, но в ней не чувствуется подлинный пафос».
Джамболонья завершил работу над скульптурой в 1582 году при помощи Пьетро Франкавиллы, и она так понравилась Франческо Медичи, что в январе 1583 года он установил её в Лоджии Ланци.
Похищение Поликсены
В греческой мифологии Поликсена — дочь троянского царя Приама и его жены Гекубы. Однажды в храме Аполлона ее увидел Ахилл и влюбился в царевну без памяти. Но воевал Ахилл как раз против ее отца — Приама. И Ахилл решил спросить у Гектора, родного брата Поликсены, на каких условиях он может жениться на его сестре. Гектор заявил, что Поликсена будет принадлежать Ахиллу в тот день, когда тот предаст своих соотечественников. Гордый Ахилл не стал принимать такого унизительного условия, а просто-напросто выкрал красавицу Поликсену. Скульптор Пио Феди так и назвал свою работу — «Похищение Поликсены».
Давайте отдохнём от скульптур и посмотрим на живую девушку.
Это спортсменка, комсомолка и просто красивая девушка. Она гребёт.
Рonte Vecchio, старейший из шести мостов Флоренции, является одним из самых известных в городе. Построенный, вероятно всего, еще в римские времена для переправы, с его каменными столбами и деревянными досками, он оставался до 1218 года только мостом через реку Арно во Флоренции. В настоящее время можно увидеть строение, возведенное после наводнения в 1335 году.
Во время Второй мировой войны мост Веккьо остался единственным мостом, который не уничтожили немцы во время оккупации Италии.
Из пяти арок осталось только три, а основная часть после перестройки была расширена. Магазины, размещенные под портиками, прежде принадлежали Коммуне, но позже, в 15 веке, они были проданы частным владельцам и начали меняться последующими дополнениями – они стали выше, появились внешние террасы, расширились по направлению к реке, изменив оригинальную архитектуру на анархическую.
В 15 веке эти магазины были овощные, мясные и рыбные. Но, возможно, из-за плохого запаха, Фердинандо I заменил их ювелирами и золотых дел мастерами, что сделало дорогу более элегантной и чистой.
В 1565 году Козимо I де Медичи, герцог Флоренции, на верхней стороне построил коридор Вазари, проходящий над магазинами.
Ряд магазинов прерывается в центре и на мосту открывается вид на реку Арно с двумя великолепными, панорамные террасы. Здесь в 1900 году, был установлен бюст Бенвенуто Челлини, гениального флорентийского ювелира и скульптора.
На мосту продают золото. Какой пробы – не разглядел, времени глядеть на презренный металл не было вовсе, я даже не все достопримечательности успел запечатлеть. А тут какое-то «рыжьё».
Мост с другой стороны.
вид с моста Веккью
Флорентийские художники. Седой, который как только увидел, что я его снимаю, тут же показал мне неприличный жест. Творчеством, маестро, надо заниматься, а не отвлекаться на туристов. Римская уличная художница Alice Valente мне гораздо более симпатична!
Дворец Питти, в котором находится несколько музеев, был построен в 15 веке, вероятней всего, по проекту известного архитектора Филиппо Брунеллески де Луки Питти, но он был незавершен на момент его смерти в 1472 году.
Сегодня дворец Питти и Сады Боболи, которые находятся за ним, содержат некоторые из наиболее важных флорентийских музеев. На первом этаже находится галерея Палатина, также здесь расположился Серебряный музей, а Галерея современного искусства находится на верхнем этаже. На верхних склонах Сада Боболи можно посетить Музей фарфора, а в Palazzina из Meridiana находится Галерея костюмов.
Правильная парковка по-флорентийски.
Фиат, с него наши Заопрожец сделали. Мне подобные небольшие автомобильчики очень нравятся. Себе бы взял, не знаю Фиат или Запорожец.
Флорентийские плакаты и графити.
Беда Флоренции - мало места. Красивый храм, но полюбоваться или сфотографировать - почти невозможно. Я его кругом обошел - нет ни одной точки, откуда он был бы виден.
Почему во Флоренции так много мотороллеров? А потому что улицы узкие и парковаться негде.
Церковь рядом с вокзалом, вроде на площади стоит, но даже ее с двух сторон дома загораживают.
Статуя "Голубка"
Во Флоренции есть множество интересных монументов, одним из самых колоритных, пожалуй, является скульптура колумбийского художника Фернандо Ботеро - «Голубка». Она расположена вблизи аэропорта Америго Веспучи. Скульптор подарил ее городу в 1933 году, и с тех пор она стала таким же символом Флоренции, как и галерея Уффици или Давид.
Бронзовая статуя стоит на белом мраморном постаменте и встречает всех приезжих. Вы ее обязательно увидите, поскольку расположена она на газоне посреди дорожной развязки. «Голубка» исполнена в классическом стиле колумбийских скульпторов, он сейчас используется только в Тоскане. Ее приблизительный вес составляет 1500 кг а высота 235 см.
За сим заканчиваю фоторепортаж о городе художников. Впереди нас ждет Пиза. Да, да, там башня падает и всё упасть не может...
|
Copyright © 2000-2014
Сергей Семёркин