Тысячелетний Рим и другие не менее тысячелетние города Италии
11. Сиена
Когда отряд вежливых людей в 45 штыков выдвинулся в Сиену, то нам начали давать вводную. Честно говоря, до итальянского десанта о Сиене я не знал ничего. А город ничего себе так! Запоминающийся.
Википедия повествует, что Сиена или Сьена — город в итальянском регионе Тоскана, административный центр одноимённой провинции, один из крупнейших туристических центров Италии. В Средние века — столица могущественной Сиенской республики, средоточие художественной жизни эпохи треченто. Хорошо сохранившееся средневековое ядро Сиены состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Согласно римскому преданию, Сиена была основана Сением (Senius) и Аскием — сыновьями Рема и, соответственно, племянниками Ромула. Близнецы укрылись на тосканском холме, где позднее и был построен город, получивший по имени Сения название Сиена. Эта легенда нашла отражение в гербе города — младенцы Ромул и Рем, сосущие волчицу. Не исключено также происхождение названия от римского фамильного имени Сениев (Saenii) или от лат. seneo — «быть старым».
В XII веке горожане Сиены взяли управление городом в свои руки. На протяжении всего XIII века Сиенская республика оставалась одним из самых процветающих государств Италии. Здесь рано стало развиваться банковское дело. Основным соперником Сиены выступала Флоренция, которая пользовалась поддержкой папства. Это заставило Сиену примкнуть к числу проимперских городов Италии (гибеллины). Территориальным диспутам двух республик временно положила конец битва при Монтаперти (4 сентября 1260), в которой флорентийцы потерпели жестокое поражение. В честь победы сиенский художник Дуччо ди Буонинсенья написал для городского собора грандиозный алтарный образ — «Маэсту», которая признана одной из вершин готического искусства в Италии.
Снижение имперского влияния на итальянские дела подорвало политико-экономическое господство Сиены в Тоскане. Способствовали этому процессу и римские папы, наложившие санкции на купцов из враждебного им города. Смена республикой ориентации на пропапскую сопровождалась переменами в составе правящей элиты. В Сиене велось большое строительство, однако вместе с тем не прекращались конфликты различных групп нобилей, купечества и простонародья. Произведения сиенских художников тех лет (т. н. сиенская школа) собраны в музее собора и в художественной галерее палаццо Буонсиньори. В 1240 году распахнул свои двери Сиенский университет.
В 1348 году Сиену опустошила «Чёрная смерть», наступил период экономического застоя и религиозного квиетизма. Он дал католическому миру двух знаменитых святых — Екатерину и Бернардина Сиенских. В эпоху кватроченто (XV век) Сиена окончательно уступила культурное и коммерческое первенство среди городов Тосканы своему извечному сопернику — Флоренции. В годы Итальянских войн, когда просторы Италии разоряли чужеземные армии, Сиеной тиранически правил Рандольфо Петруччи. Его семья сохраняла власть в своих руках до 1524 года.
В 1555 году Сиена была осаждена испанскими войсками. На протяжении 18 месяцев город героически сопротивлялся захватчикам; осаждёнными командовал двоюродный брат французской королевы Екатерины Медичи — маршал Пьеро Строцци. 21 апреля испанские солдаты вошли в город, Сиенская республика была низвержена, через 2 года город был включён в состав великого герцогства Тосканского со столицей во Флоренции. С тех пор Сиена превратилась в политическое и культурное захолустье, новые здания почти не строились, что позволило городу сохранить до наших дней свой средневековый облик.
Нет, это ещё не Сиена, это кадр по пути из окна автобуса.
Сиена – город-лабиринт, спроектирован так, чтобы ворвавшиеся в него враги заблудились и были перебиты.
Вот так выглядит перекресток. Тротуаров нет как класса, настолько узки улицы. Автомобили, как поршни, раздвигают толпы туристов.
Фонтан мальчик с черепахой.
Фонтан «Источник радости» на центральной площади дель Кампо – копия произведения Джакопо делла Куерча, созданного в 1409-1419 годах и соединившего в себе элементы готики и Возрождения.
Голуби не боятся волчицу (или собаку).
Сайт категорически настаивает на том, что всю красоту Сиены можно по-настоящему оценить только спустя несколько дней после того, как вы в ней побывали. Пока находишься здесь и торопишься осмотреть как можно больше, не всегда отдаешь себе отчет во всем великолепии этого города в самом центре Тосканы. Воспоминания всплывают чуть позже: сначала Пьяцца дель Кампо с ратушей и башней, потом Сиенский собор, баптистерий и все остальное... А может, ярче всего в памяти остается особый цвет ее фасадов и крыш, цвет этих земель, который выделяет Сиену из всех остальных городов и позволяет легко перенестись в Средние века – настолько все здесь кажется нетронутым с тех времен.
Пьяцца дель Кампо (Piazza del Campo)
Это центральная площадь Сиены, которая имеет форму створки ракушки, состоящей из девяти сегментов. С XIV века площадь была средоточием жизни города, на которой разворачивался рынок и собирались горожане по самым разным поводам, будь то решение политических вопросов или проведение праздников. Часть этой традиции сохранилась до сих пор: 2 июля и 16 августа в Сиене проводится всемирно известный праздник Палио — состязание между сиенскими контрадами, которых насчитывается 17. Состязание заключается в лошадиных бегах на главной площади города — Пьяцца дель Кампо. Из 17 контрад в состязании 2 июля участвуют 10, а 16 августа — остальные 7; на следующий год участники меняются местами (эти 7 выступают 2 июля и к ним по жеребьёвке добавляются ещё три участника из десятки прошлого года). Флаги и гербы контрад вывешиваются на здании Палаццо Коммунале на площади. После торжественного костюмированного парада наездники описывают три круга по площади. Побеждает лошадь, которая не просто пришла первой, а хоть без всадника, но с неповреждённым украшением на голове. Кстати, проигравшей считается не последняя, а вторая команда. Жакею победителю - приз от 200 до 500 евро. А победившей контраде - флаг. И с этим флагом жители квартала носятся как с писаной торбой и очень гордятся победой. Заканчиваются гонки шествиями по городу, которые длятся всю ночь. Праздник привлекает тысячи туристов дважды в год. Традиция проведения праздника длится ещё со Средних веков.
Внушительным силуэтом Палаццо Публико и башней Торре дель Манжа, у подножия которой возвышается небольшая мраморная часовенка, возведенная в 1352 году в благодарность Деве Марии за спасение от чумы, поразившей город в 1348 году.
Башня Торре дель Манджа (Torre del Mangia)
Усилия туристов, преодолевающих 400 ступенек и поднимающихся на высоту 88 метров на самую вершину башни Torre del Mangia, вознаграждаются захватывающим дух видом на Сиену и окружающие ее холмы.
Городская ратуша (Palazzo Pubblico)
К башне примыкает городская ратуша, построенная между 1297 и 1310 годами для собраний «Правительства Девяти» Сиенской Республики. Правительство Девяти в свою очередь издало указ, который обязывал всех владельцев домов вокруг площади придерживаться единого архитектурного стиля с Палаццо Пубблико, но не превосходить его по высоте и красоте. Фасад ратуши украшает монограмма имени Христа (хризма), восходящая к 1425 году, под ней находится герб Медичи, занявший здесь свое место после установления флорентийского владычества в 1560 году.
На площади много туристов, кто-то стоит, кто-то сидит, а можно лечь и немного отдохнуть, а ещё можно устроить пикник и пожевать то, что вы купили в близлежащих кафешках. А это группа монахинь. То ли у них паломничество по святым местам, то ли просто турпоездка.
Проверка на дорогах. Похоже, полицейский штраф выписывает.
Церковь.
Дворец.
Сувениры.
Мостики между домами.
вид на церковь святого Доменика
Церковь святого Доменика (Basilica di San Domenico)
Церковь святого Доменика, возведенная в 1226-1265 годах, также тесно связана с именем святой Катерины. Большая часть жизни святой прошла в стенах этой базилики. После канонизации святой в 1461 году базилика стала наполняться реликвиями, связанными с Катериной, самая знаменитая из которых – Святая Голова, доставленная сюда из Рима в 1383 году. Высокий шпиль колокольни базилики увенчан статуей святой Катерины. В часовне сохранился портрет святой Катерины работы Андреа Ванни. В течение веков базилика претерпела много изменений, была неоднократно реставрирована. В настоящее время базилика является важным духовным центром монахов-домениканцев. Находится на площади святого Доменика.
Терраса, вид на сиенские крыши.
Сиенский кафедральный собор (Duomo di Siena)
Сиенский Собор, посвященный Успению Пресвятой Девы Марии,был возведен в XII-XIV веках, в период, когда Сиена была процветающим средневековым центром, и собор должен был соответствовать силе и богатству самого города. Фасад, в котором превалируют белый и черный цвета, является смешением романского и готического стилей. Над его нижней частью с арками, переходящими в шпили, и скульптурами работал Джованни Пизано, верхняя часть фасада с его шпилями, нишами и большим круглым центральным окном – творение Джованни ди Чекко.
Внутри собора (я там не был, посему фоток не будет) особого внимания заслуживает его уникальный мраморный пол, который покрывают 56 изображений религиозных символов и библейских сюжетов. В левом нефе собора распологается библиотека Пикколомини, оформленная фресками Пинтуриккьо. Рядом – часовня Пикколомини, в ней можно увидеть четыре статуи работы Микеланджело и бронзовую статую святого Иоанна Крестителя работы Донателло. Великолепен амвон собора – произведение Никола Пизано, украшенный библейскими сценами.
Внушительная панорама Сиены, снятая мной с автостоянки. Времени подойти, поставить штатив (который я в Италию не взял) и сделать всё обстоятельно не было. Такой тур – галопом по Европам. Впереди нас ждёт Флоренция. Про которую говорят так: «Если вы побывали в Риме, Венеции, но не посетили Флоренцию, значит, не видели Италию по-настоящему». Флоренция это потрясающей красоты город, название которого в переводе означает "цветущая".
|
Copyright © 2000-2014
Сергей Семёркин