Многогранный Мюнхен
Часть 11. Сказочный замок Нойшванштайн, а также замки Хоэншвангау и Линдерхоф.
Побывать в Мюнхене и не поехать в замок Нойшванштайн – это преступление перед романтично настроенным человечеством!
Что есть замок Нойшванштайн? Это парящая в воздухе фата-моргана, жемчужина зодчества, органично вписавшаяся в альпийский пейзаж. Непонятно? Ну тот самый замок, что на логотипе Диснеевской студии…
В замки Нойшванштайн (рядом с ним Хоэншвангау) и Линдерхоф я ездил в составе автобусной экскурсии (русский аудиогид). Отправление от Центрального железнодорожного вокзала Мюнхена около супермаркета Карштадт. Поездка в замки обошлась в 50 евро, посещения двух этих замков – еще 20 евро. Хоэншвангау я не посещал, просто сфоткал его, проходя мимо.
Теперь описание самостоятельной поездки в замки Хоэншвангау и Нойшванштайн (они рядом) из Мюнхена. Скачено из интернета, цены не проверял. Внимание – не путайте Линдерхоф и Хоэншвангау – это разные замки на расстоянии 20 километров.
Добраться до замков самостоятельно не сложно. Самый простой способ — электричка. Если вы путешествуете компанией, то выгодно купить баварский билет за 30 евро. По одному билету может ехать группа до 5 человек. Билет действителен на выбранную дату: в будни с 9 утра до 3 часов ночи следующего дня, а в выходные с 6 утра. Приобрести билет можно самостоятельно в автомате на вокзале либо в кассе, но это будет дороже примерно на 2 евро.
Лучше выезжать пораньше, потому что дорога займет около 2,5 часов, а на осмотр двух замков у вас уйдет почти весь день. Поэтому расписание поездов уточните в интернете или возьмите на вокзале накануне поездки. Кстати, если до жд вокзала вам нужно добираться транспортом, то и билет целесообразно купить накануне, потому что в общественном транспорте Мюнхена он тоже будет действителен. Обратите внимание на дату при покупке билета!
Дальше нужно сесть в поезд RB или RE и доехать до города Фюссен. В Фюссене рядом с жд станцией будет остановка специального автобуса до замков № 78, точнее до билетных касс. В этом автобусе баварский билет тоже действует! Смело показывайте его и занимайте места!
В билетных кассах вы увидите расписание экскурсий. Не опаздывайте на начало экскурсий, проход в замки осуществляется через турникет и строго по времени, указанному на билете. Если опоздаете — ваш билет пропал.
Между посещениями замков у вас будет перерыв примерно 1,5 часа. Не пугайтесь, именно столько времени вам понадобится, чтобы спокойно добраться из Хоэншвангау до Нойшвайнштайна, перекусить, купить сувениры, полюбоваться окрестностями и дойти до моста Мариенбрюке над 90-метровым обрывом, с которого открывается самый впечатляющий вид на Нойшванштайн.
В билетной кассе вам также дадут карту-схему, на которой будут нарисованы пути из одного замка до другого. Первый вариант – пешком (бесплатно) около 40 минут. Второй вариант - на повозке с лошадками (за дополнительную плату).
Кирха по пути в замок Нойшванштайн.
Деревня на фоне Альп. Деревеньки богатые, там запросто местная фрау может ехать на бентли.
И снова деревня и Альпы. Черепичные крыши, белые горы… лепота!
Вот мы и приехали к замку Линдерхоф. Рядом с ним водоём, можно покормить лебедей.
Замок Линдерхоф (нем. Linderhof) — единственный замок короля Людвига II, полностью достроенный при его жизни.
Расположен примерно в 30 км по дороге к северо-западу от Гармиш-Партенкирхена, в ложбине долины Грасвангталь, в 8 км от альпийской деревушки Обераммергау. В 20 км по прямой на восток от замков Хоэншвангау и Нойшванштайн.
Дворец выстроен на территории заповедника Аммергебирге в центре красивого парка рядом с королевским охотничьим домиком Линдерхоф, который ещё Максимилиан II купил у близлежащего монастыря Этталь.
Было решено строить Королевскую усадьбу Линдерхоф как место для уединенного отдыха. Работы продлились с 1869 года по 1886 год. Обычно говорят, что это единственный из «сказочных» дворцов Людвига II, строительство которого завершилось при жизни короля. Это верно в отношении здания в целом, возведение которого было закончено в октябре 1874 года. Но внутри и позднее кое-где продолжались отделочные работы, а за год до смерти короля началась реконструкция королевской спальни, окончания которой он уже не увидел.
Фонтан рядом с замком, не работал ещё.
Крохотная часовня.
В замке снимать нельзя. Единственное фото, которое я сделал – золотые лучи и ангелы на потолке.
Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы. Среди них Ангело Квадлио и Вильгельм Гаушильд. Стены украшены живописными гобеленами и похожими на них картинами со сценами из светской и пастушьей жизни.
В интерьерах Линдерхофа пышное величие барокко сочетается с интимной изысканностью рококо, легкого, игривого стиля, в котором битвы и великие герои уступают место любовным играм пастушков и пастушек. Сказочность и условность такого мира были очень близки Людвигу II, идеалисту и мечтателю.
Здесь 10 симметрично расположенных роскошных залов, открытых для осмотра. Все они проходные. Самые крупные — Восточный гобеленовый, Приёмный, Спальня, Обеденный и Западный гобеленовый залы — разделяют четыре кабинета: Жёлтый, Лиловый, Розовый и Голубой.
Грот Венеры — пожалуй самое интересное место в Линдерхофе.
В 1876—1877 годах знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль построил в парке Грот Венеры — искусственную пещеру высотой более 10 м. Здесь ставили сцены из опер Вагнера. Чаще всего «Тангейзера». Грот украшает картина, где легендарный менестрель изображен вместе с германской Венерой, языческой богиней Гольдой и нимфами на празднике Венериной горы в Герзельберге. В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, в воде плавали лебеди и нимфы (вода подогревалась), на островке танцевали. Для певцов была предназначена лодка в форме раковины.
Система освещения, примененная здесь, считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов. Иногда Людвиг устраивал на воде «театр одного актера» наоборот: разместившись в лодке-раковине, он слушал любимые арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена.
Если одним словом описать внутреннее убранство замка Линдерхоф, то получится: богато! А если двумя – очень богато!
Вперёд в Нойшванштайн!
Ещё одна деревня, в ней мы погуляли.
Роспись стен домов впечатляет.
Деревянные часы с кукушкой.
Сувениры из дерева. Настоящие произведения искусств.
Памятник Иисусу на ослике (на фоне дворец культуры, идет «Ромео и Джульетта»).
Пивные кружки можно купить, увидев мой фотоаппарат хозяин лавки недовольно покачал головой. Я поднял руку к сердцу (мол, извиняюсь), но фото, конечно, не стёр.
На верхушки горы крест. Нам что-то рассказывали про местный фестиваль, на который со всего мира приезжают. Играют в спектакле на религиозные мотивы только местные жители.
Горная речка.
Ещё одна кирха и Альпы.
Ну вот мы и высадились из автобуса около замка Нойшванштайн.
Невдалеке замок Хоэншвангау или Гогеншвангау (нем. Schloß Hohenschwangau, буквально: «Высокий лебединый край») — замок в южной Баварии поблизости от одноименной деревни, районного центра Швангау и города Фюссен, чуть севернее границы с с Австрией. Романтическая резиденция, расположенная прямо напротив замка Нойшванштайн, была выстроена королём Максимилианом II Баварским. Здесь вырос его знаменитый сын Людвиг.
Первое упоминание крепости под именем Шванштайн относится к XII веку. Этот замок-крепость был построен рыцарями Швангау. Хитпольд фон Швангау, один из первых известных нам рыцарей с этим именем, вошёл в историю как известный миннезингер и был увековечен в «Гейдельбергском песеннике». Швангауские рыцари были ленными людьми Вельфов, а позднее Гогенштауфенов, часто приезжавших в замок. Здесь жил, например, принц Конрадин, последний из Гогенштауфенов, казнённый в возрасте 16 лет в Неаполе.
В XVI веке род рыцарей Швангау пресёкся и крепость стала постепенно разрушаться. Во время войны против Наполеона, в 1800 и 1809 годах, она была сильно повреждена. Кронпринц Баварии Максимилиан, будущий король Максимилиан II купил эти руины из-за прекрасной местности, и с 1832 по 1836 год замок был выстроен заново в средневековом вкусе, характерном для эпохи романтизма. Над реконструкцией 14 залов замка работали Мориц фон Швинд, Доменико Квальо и многие другие придворные художники.
Король Людвиг II провёл в этом замке большую часть жизни, здесь он принимал композитора Рихарда Вагнера, который никогда не бывал в замках Нойшванштайн и Херренкимзее. Мать короля, вдовствующая королева Мария, после смерти сына прожила в замке около трёх лет вплоть до смерти в 1889 г.
В начале XIX века у замков «Шванштайн» и «Фордер- и Хинтершвангау» поменялись имена. Первый стал Хоэншвангау, а второй — Нойшванштайном.
И уже видно Нойшванштайн - главное творение сказочного короля Людвигу II, этот король любил строить замки, чем довёл экономику Баварии до банкротства. Далее родственники делают «финт ушами» - объявляют короля сумасшедшим и отстраняют от власти.
Как это было:
Врачебная комиссия во главе с доктором фон Гудден составила 8 июня 1886 года заключение, в котором говорилось о том, что король якобы является душевнобольным, вследствие чего он не может управлять государственными делами. Сейчас, конечно, ставится под сомнение это заключение и диагноз («паранойя»).
Опекуном Людвига и принц-регентом был назначен его дядя Луитпольд.
После неудачной попытки 10 июня 1886 года (местные жители вместе с верными жандармами предотвратили интернирование короля) баварской правительственной комиссии удалось 12 июня 1886 года пройти к королю и доставить его в эту же ночь из Нойшванштейна в замок Берг на Штанбергском озере.
Дальше история до сих пор остается «темной». Вечером, 13 июня 1886 года, Людовик отправился вместе со своим врачом, доктором Гудденом (тем, кто поставил ему злосчастный диагноз), на прогулку, с которой они не вернулись в замок. После долгих поисков короля и врача нашли в озере мертвыми.
До сегодняшнего дня не раскрыта причина загадочной смерти обоих мужчин. Официальная версия: доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом умер сам. Существует много теорий, но ни одна из них не доказана. По одной из версий, король якобы убил доктора фон Гуддена, ударив его, чтобы бежать (на другом берегу его могла ждать помощь), но переплывая озеро, утонул (и это на мелководье при просте 191 см?), по-другой, он утопил врача, а потом утопился сам.
Еще один вариант: Король был убит двумя пулями, выпущенными из бесшумного духового ружья. Другой: короля усыпили хлороформом, а уже потом утопили. И т.п. И т.д. У каждой версии есть свои приверженцы, искренне их отстаивающие.
Однако, недаром, узнав о смерти Людвига II, императрица Елизавета Австрийская, воскрикнула: «Да они его просто убили!».
Истину пока узнать не удается. Догадок, как вы сами, видите, масса. Немалое смятение вносит и тот факт, что Виттельсбахи, к роду которых принадлежал Людвиг II, до сих пор отказываются дать разрешение на то, чтобы саркофаг короля был открыт, а его останки предоставлены экспертам, которые попробовали бы установить подлинную причину смерти.
Нойшванштайн всё ближе. Я не поехал на лошадках и пошёл к замку пешком, чтобы всё лучше прочувствовать. Это фото сделано со стеклянного балкончика над пропастью. Хорошее место для селфи (себяшечки). Но страшно (я высоты побаиваюсь)!
Замок Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein, буквально: «Новый лебединый камень (утёс)») — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы. Одно из самых популярных среди туристов мест на юге Германии.
Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца». После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень для строительства огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. А мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т. н. «ведуты» (живописные изображения).
В 1869—1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
Идею вартбургских залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты.
Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов — носителей Божией воли. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурит.
В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив — то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау — преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.
В конце Второй мировой часть золота Рейхсбанка хранилась в замке. В последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.
Интересный факт: видом Нойшванштайна был очарован Пётр Чайковский — и именно здесь, как полагают историки, у него родился замысел балета «Лебединое озеро».
Озеро Альпзее, замок Хоэншвангау.
Вид сверху на замок Хоэншвангау.
Панорама Альп.
Еще одна вершина Альп и крест на ней.
Лучшие фото замка Нойшванштайн сделаны с моста Мариенбрюке (мост Марии).
подвесной мост Марии через ущельем Поллат, старше чем Нойшванштайн, натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866 году на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской.
На мост ведет дорога, если смотреть на замок Нойшванштайн, то идти надо направо. В конце марта ворота туда были закрыты (типа еще не весь снег сошел и ходить опасно). Пришлось, как и сотням других туристов, мне перелезать через забор (буквально три движения - хыть и там). Нас – нарушителей порядка – никто не останавливал. Думаю, что уже через недельку ворота открыли.
Очень важный момент – подниматься на мост Марии нужно обязательно! Вы полюбуетесь на замок Нойшванштайн и сделаете свои лучшие фото (ну и себяшечки, конечно).
На мосту страшно! Я сначала, как краб, выбегу, сделаю пару снимков, обратно отбегу на скалу. Отдышусь. Мальца привык и уже потом более менее спокойно вышел на мостик. И сделал панорамы (ну и себяшечки). За мостом тропа куда-то наверх. Но я когда увидел, что деревянные перила заканчиваются, дальше не пошёл. Не знаю, что было дальше.
Вот ради таких кадров и стоит лесть на мост Марии! Нойшванштайн во всём его великолепии.
Аж дух захватывает. Это действительно сказка!
Панорама замка Нойшванштайн с моста Марии.
Знаете, когда под вами от шагов многочисленных туристов (а в марте их ещё было не так много, представляю, что бывает тут летом) качается мост над пропастью и вы видите всю эту красоту, то у вас возникают противоречивые чувства.
И слова на языке вертятся простые-простые, вроде: «Охренеть!»
Страж с копьем и щитом на крыше.
Дверка «в никуда», отсюда сбрасывали нерадивых поваров и слуг?
Всё-таки Людвигу II был большим романтиком.
Панорама внутри замка Нойшванштайн.
Шестиконечная звезда. В христианстве, насколько я понимаю, треугольник с вершиной наверх обозначает человека, а с вершиной вниз – Бога.
В замке запрещено снимать. Сфоткал только вот эти кастрюли на кухне. Говорят, они подлинные. Внутри замок Нойшванштайн меня не поразил. Снаружи он внушительнее!
Горный ручеек.
В озере Альпзее отражаются Альпы. Картинка для медитации.
И мы снова внизу, увлекательное путешествие в замок Нойшванштайн заканчивается. Можно выпить пива и прикупить сувениров.
Мне дракончик понравился из цветного стекла.
Скульптура – три жабы в аэропорту Берлина. Они меня встретили при пересадке, из Мюнхена в Москву летел через Берлин.
До Москвы самолетом авиакомпании Air Berlin управляла женщина старший пилот. Сценка при входе в салон: я уже сижу на своём месте. Заходят две русские барышни (они видели, что в кабине самолета женщина). Одна (оптимистка) говорит: «Хорошо, что у нас пилот женщина, она уж в гору с горя не врежиться!» Как раз это было через несколько дней, после того как депрессивный дебил пилот авиакомпании Lufthansa направил самолет Airbus А320 в гору и угробил 150 человек. Другая (пессимистка) на это заметила: «А если её муж не любит, или любовник и у неё депрессия?»
Вот так всегда, мы живем на одной планете, но в разных мирах. Пессимисты видят наполовину пустой бокал с мюнхенским пивом. А оптимисты видят ЦЕЛЫХ полбокала замечательного мюнхенского пива!
На этой пивной нотке и завершается фото-марафон по Мюнхену.
<<<=на Морские и заморские записки