Штурм Чёртова городища
сатирический памфлет + фоторепортаж о 1000-летии Елабуги


Около тысячи лет тому назад, а может быть, еще раньше ехал один эмир по холмам да по долам, ехал себе и ехал, понаехали тут понимаешь! И увидел эмир красоту, такую красоту, что сама в глаза бросилась и уже не отпускала из своих цепких коготков сердце эмира. И тогда возопил эмир во все своё эмирово горло: "Чу, здесь город оснуём!" И подданные эмира молчаливо закивали послушными головами, мол, вестимо оснуём здесь город, чу. И в подтверждении своих слов эмир воткнул в землю кое-что, кое-что стояло в земле прямо, как символ вертикали власти и 13-й лингам Шивы. Короче, к этому кое-что можно было бы прибить забор и забор этот века бы простоял, да что века - тысячелетия! И спрыгнул эмир с коня своего (масти то ли червонное, то ли трефовой, но точно не пиковой и не бубенной), и вдруг - неожиданно! - поскользнулся и, повинуясь законом всемирного тяготения, грохнулся во всем своем величии прямо в сырую землю-матушку. И сказал эмир тогда слово одно: "Шайтан". Подданные согласились с эмиром и не стали голову ломать, как назвать будущий город, назвали Шайтан-юрт или в переводе на русский: Чёртово городища. Сейчас данные окрестности на карте по другому обозначены: Елабуга.

Спустя 1000-лет решили отметить миллениум в стольном граде Елабуга (идея не новая, хорошо обкатанная на миллениуме Казани). Там вообще любили заморские слова. Возьмем досуговые центры - стратежные для социально-экономического развития поселения объекты - называли их в Елабуге незамысловато: Майями, Манхетан, Бруклин. Приедешь бывало на тройке своей из третьей столице России (Казань типа) в Елабугу и спросишь у местного жителя: "Мил человек, скажи мне, пожалуйста, как мне до Манхетана добраться", а он тебе и ответит: "Езжай прямо до Бруклина, а там налево и через квартал будет Манхетан". Просто и понятно.

Гостеприимством своим власти Елабуги славится на весь Татарстан, на всю Россию, на весь мир, на всю Вселенную. Так, как принимают гостей в Елабуге, больше нигде не принимают. Например, журналистам, которые приехали освещать (махать кадилами) миллениум (русское слово) сразу же после регистрации выдали подарки. Подарки огроменные, еле в пакет влезающие. Состоял подарок из самого пакета. Не забыл ли чего автор по причине склероза? Нет! Сам пакет - сам подарок. Да не просто белый пакет или однотонный - а с изображением! Думаете с символом миллениума Елабуги? Холодно. Другой там символ изображен, точнее реклама одного оператор связи. Не пакет, а загляденья, на стену можно вешать, такой пакет, что через 1000 лет на дабл-миллениум (два русских слова) найдет его археолог любопытный и завопит в приливе чувств и апогее экстаза: "это же произведение древних мастеров!" А в пакете лежала ручка дивная из драгоценной пластмассы, вещество сие на Земле редкое, не каждый миллиардер или олигарх или магнат или другой какой буржуин, чьи кишки еще пока не намотали на вилы народные массы, может похвастаться пластмассовой ручкой. Не по карману миллионерам ручки из пластмассы! А тут журналюгам подарили на халяву по ручке на брата (на сестру). Щедрость администрации Елабуги не знает границ воистину. Да не простая ручка, а с изображением! Думаете с символом миллениума Елабуги? Холодно. На ручке красовался логотип все того же оператора связи. Тут ушлые журналисты сложили 2 и 2 и получили 3, на троих и сообразили. Вестимо ручка и пакет - от оператора. А что же тогда от Елабуги? Бумага плоская и мягкая, а на ней буквицы черные и цветные картинки. Опаньки - это же газета. Свежий номер, широко миллениум пропечатывающий. Дар бесценный. Ведь из газеты можно сделать всё, что душе угодно или угодно телу. Можно даже смастерить шапку-треуголку и носить ее городо, аки Наполеон. Тогда вас заберут под белы рученьки и препроводят в палаты желтокаменные. Но это я отвлекся. Журналисты осмотрели дары и поклонились ниже пояса (ниже не могли) и сказали "Спасибо" на тридцати трех и еще тридцати трех языках. Журналисты у нас пылеглоты, какую пыль ни проглотят - ту потом в глаза читателя или зрителя и пустят.

Обремененные тяжестью даров (надо же пакет, ручка и газета!) журналисты сели в автобус современный с кондиционером. И повез их автобус к точке сборки. И спросил тут водитель: "Куда едем?" Журналисты растерялись, ибо не все знали город, не местные, понимаешь, понаехали тут! Благо, кое-кто все же в Елабуге бывал и объяснил водителю куда ему нужно на перекрестке свернуть и куда поехать, чтобы попасть в места не столь отдаленные. Что касается мест отдаленных, то в пресс-центре имелись и такие. Туалет был, и был он закрыт на замок. Видимо, чтобы газеты не использовали не по целевому назначению.

Елабуга - город музеев. Но о них вы можете почитать или даже в них сходить. Вам каждый елабужанен или каждая елабужанка расскажет, где находятся многочисленные музеи - Шишкина, Дуровой, Цветаевой - относительно Бруклина, Манхетана и Майами. В трех соснах не заблудитесь! Для натур менее возвышенных рекомендую зайти в магазины. Магазины в Елабуги такие, какие вы вряд ли где видали. Покупатели отделены от продавцов решеткой (кого защищает решетка: продавцов от покупателей или наоборот не разобрал по причине не шибко острого умища). Решетка убористая - от пола до потолка. Протягиваешь в окошечко купюру денег, говоришь чего тебе надо, и получаешь продукты али напитки, али товар какой непродовольственный. Товар - мимо решетки - деньги - мимо решетки - товар. Схема такая. Говорят, такие же меры безопасности в магазинах на трассах. Но то на трассах. А то в городе. Инновация!

Народ в Елабуге живет богатый. Такой богатый, что власти продавали за 200 (двести!) рублей билеты на стадион, где проходили мероприятия по миллениуму. Это в выходной день, в праздник всенародный, в самый что ни на есть долгожданный миллениум… выходишь на улицу и думаешь - ну сейчас увижу шоу фантастическое (даст ист фантастищь), а тут тебя на шоу не пускают, говорят: "Много вас тут ходит туда-сюда, деньги на билет давай, потом шоу смотри". По 200 рублей с человек - это не много. На миллениуме в Казани на стадион бесплатно пускали. Но в Казани беднота живет, голь перекатная. А в Елабуге - народ богатый. Властям - зачОт!

Ну это ездим по мероприятиям, кадилами машем. Освещаем миллениум. И тут автобус для прессы должен быть на Чёртово городище. Так организаторы и говорят: должен вот туточки стоять в энцать часов. А по факту - не стоит (автобус на точке). Развели руками организаторы и сказали: ну вы как-нибудь сами того… и мы пошли солнцем палимые по направлению к Чёртову городищу. Приятственная перспектива, надо сказать пешкодралом чапать к Чёрту на рога. Конечно, можно вызвать такси, можно взмахнуть рукой и застопить попутку, можно лечь на рельсы и ждать поезда… но у Тимура волшебный телефон был, позвонил коллегам с "5 канала" и те нас подвезли. До Чёртова городища. А около него кордон. Машины стопят (дело понятное и правильное - безопасность прежде всего). Правда, некоторые машины не стопят - но это по блатным пропускам. Всегда так надо, чтобы одних пущать, других - не пущать. Чтобы каждый знал свое место. Но… людей и пеших не пропускали на Чёртово городище. То есть народ пришел на праздник, а его не пускают, зато пускают джипы по пропускам. И народ возроптал. И обратился к телевизионщикам: "Вот это снимайте! Мы на праздник пришли, а нас не пускают!" Милиционеры несколько позиции сдали и стали народ пускать (по группам). Много позже слышал разговор двух добрых витязей-милиционеров, один другому: "Пришел генерал, сказал … мать-перемать… всех пускайте" Што сие означает? Видимо, сначала был приказ "не пускать", но он был нордический не совсем выдержанным, а вот приказ окончательный и бесповоротный: "пускать" до исполнителей добрался несколько позже. Вспоминаются слова из фильма "Страсти по Владимиру", где один из главных героев вопрошает: "Значит, с самого начала было можно?" нет ответа. За организацию давки народной - властям и милиции - двойной зачОт.

На Чёртовом городище Шаймиев и глава Елабуги открыли памятник эмиру, который воткнул в землю кое-что. Памятник внушительный, он и со стороны выглядит красиво, да и рядом с ним фотографироваться удобно. А то вот в Уфе вот памятник Салавату Юлаеву больше, да и золотом покрыт, но расположен неудачно. К зрителю - задним местом коня. Как рядом фотографироваться - не понятно. Так что не просто это - и памятник сделать внушительный и распоолжить его грамотно. В Елабуге - получилось. Вот фото памятника того самого эмира, который воткнул в землю кое-что:

памятник эмиру основателю Елабуга

Однако охрана (не президентская, а непонятно чья) так гоняла операторов и фотокоров - даже из президентского пула! - и в хвост и в гриву, что возникали вопросы: "А может, мы лишние на этом празднике жизни", народ - лишний, журналисты - лишние (а ведь именно посредством работы СМИ миллениум и должны были увидеть те, кто не смог приехать в Елабугу). Для кого тогда миллениум? Ситуация анекдотическая: подходит сотрудник службы безопасности президента и объясняет охраннику (милиционер, наверное, не из ЧОПа же - так я думаю), что оператору надо дать возможность снимать. Он за тем сюда и привезен, чтобы народ за пределами Елабуги увидел миллениум. Просто таки зачОт в квадрате, респект и уважуха за такую организацию охраны!

У меня камера не казенная, а личная, посему я в первые ряды не лез, вообще отошел от президента, от главы Елабуги, и спокойно снимал мэров других городов Татарстана и гостей республики на фоне красивой природы. Фотографии получились. А вот фото президента и главы у меня нет. Ну и ладно. Надеюсь, у Козловского (президентский фотограф) фотографии получились и их во время получили газеты в РТ. А иначе зачем на земле этой вечной живем?

Кому интересна панорама, которая открывается с Чёртова городища, вот фото (места действительно прекрасные):

панорама Елабуги с Чертова городища нажмите, чтобы увеличить

та самая башня - символ Елабуги - которую по легенде сделали черти за одну ночь

Далее на Чёртовом городище показали историческое шоу. Как булгары забороли монголов. При этом отличились елабужские амазонки (тут и Дурову можно вспомнить, первая кавалерист-девица, вопрос: была ли вторая кавалерист-девица? Не знаю - к историкам). Вот фото, ярко показывающее, что и в древности некоторые бабы были покруче мужиков, да и сейчас порой такое же наблюдается:

девушка рубится на мечах с юношей

девушка зарубила парня

А какие красивые барышни в Елабуге - м-м-м! Смотрим фото (хотя, может это казанский десант фотомоделей, жаль не уточнил):

красивая елабужанка

Только вот гармонии между полами как не было, так и нет. Только два факта. Разливаем мы на капоте редакционной "Волги" кое-что, а тут рядом барышня голосит, плачет навзрыд и какому-то кексу (или перцу) что-то жалостливо так: "а-а-а" вещает по сотовому - понять ничего нельзя, кроме обиды женской на мужика. Ладно, отъехали от точки "А" к точке "Б" (печати надо было шлепнуть на командировочные), разделились: одни - за печатями, другие - на капоте разливают… так рядом опять барышня с головняками (только уже без слез), и снова чего-то парню по сотовому доказывает с глубокой обидой в груди. Тут вспомнится Цветаева, которая в Елабуге выдержала только 13 дней…

Резюмирую: главе Елабуги надо поучиться, например, у главы Нурлата как журналистов надо принимать. В Нурлат ехать хочется всегда, вне зависимости от дня недели и общего самочувствия. В Елабугу ехать не хочется никогда, даже в хорошую погоду, даже зная, что места там красивые. Ежели меня спросят в родной редакции: "Поедешь на мероприятие в Елабугу, Семёркин", я отвечу так: "Нет, ребята, я не гордый, не заглядывая в даль, так скажу: зачем мне это? Я согласен на Нурлат!" А как главе жить с народом (пущать народ на праздник, не пущать, или пущать за деньги) - это пусть они промеж собой решают.

Большинство реакций на мои реплики типа "ё-мое - или как это было в Елабуге" казанские журналисты добавляли свои 5, 10, 15 копеек (русская валюта). И рассказывали такое, что становилось ясно: на миллениуме было не так уж и плохо. Правда (русское слово такое забавное), один мудрый оператор сказал мне следующее: "Серега, у тебя неправильное видение ситуации. В Елабугу надо ехать с настроением, что все будет очень х-во. Приезжаешь, а там просто х-во. И тебе кажется, что все зашибись, ведь готовился к худшему". Что я могу возразить? Ничего. Мне еще долго надо будет карабкаться по лестнице самосовершенствования, чтобы достичь подобного самоконтроля. Пойду искать соринки в своих глазах, а не бревна в чужих…

Антимораль: не втыкайте в землю кое-что, втыкайте что надо! И тогда будет не битва с тараканами в головах, а битва за ежегодный урожай…

Ну а для самых терпеливых фотография самого штурма Чёртова городища. И в фаз и в профиль:

защитник Чертова городища

барышня в костюме времен Золотой орды

кочевник и храм нажмите, чтобы увеличить

штурм Чертова городища

считаем камешки которые кидают защитники крепости

воины современные и старинные

<<<на Фотобуказоиды

Copyright © 2000-2007
Сергей Семёркин

Hosted by uCoz