Крещение в Казанке при минус 30
Фоторепортаж с островка, где стоит Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя


19 января 2006 года стольный град Казань продолжали удерживать в своих ежовых рукавицах мародеры-морозы-тридцатиградусные, кои усугублялись северным ветром. А оный имел характер зело лютый и вопреки законам природы дул сразу со всех сторон. Во всяком случае, как ни крутили головы прохожие, «морда лица» все равно замерзала (а у одетых слишком легко и другие важные части тела также сигнализировали флагами различного цвета боли в генеральный штаб о невыносимой тяжести окружающего бытия).

Командование нашего доблестного информационного агентства «Татар-информ» откомандировала меня с утречка не в теплый офис, где можно было, не выходя из состояния нирваны, печать оперативную информацию, добытую на просторах сети трех перевернутых «М», а направило практически в открытый космос – на продуваемые всеми ветрами (и особенно северным) просторы реки Казанки, где в находящемся на островке Храме-памятнике в честь Нерукотворенного Образа Спасителя должна была состояться литургия и единственное в столице Татарстана водосвятие (великое освящение воды) в проруби. Обещалось, что все желающие смогут искупаться (и таковые действительно нашлись, но об этом чуть позже).

Из бронированного и укрытого изнутри инеем добродушного пазика я десантировался на остановке «Речной техникум» и сразу же был атакован бандой «Мороз и солнце, день чудесный», отягощенной лейкой «Ветер, ветер, я могуч, я гоняю стаю туч». Одет я был в космический пуховик, добротные штаны были по стратегическому решению утеплены трико, а ботинки распухали от двойной дозы носков, и, тем не менее… меня терзали кристальной ясности сомнения: а ведь замерзну! Так оно и вышло (но об этом чуть позже). Личный спидометр накрутил несколько десятков метров Кировской дамбы и вот достигнут важный рубеж - долгожданный спуск к реке Казанка, он снабжен ступеньками, а вот перилами – нет, посему путник, направившийся к храму, должен быть осознан и не иметь пагубной привычки щелкать клювом. Мне повезло - на Крещение направлялись корреспондент и фотограф газеты «Вечерняя Казань», и по дороге через мостик до храма я шел уже не один, что значительно легче психологически переносится. Вот как выглядит храм снаружи:

Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя нажмите, чтобы увеличить

Правда, никаких признаков службы и вообще жизнедеятельности вокруг него видно не было. Ладно еще один из служителей вышел из кельи и подсказал: все под землей, и служба продлится еще где-то час, а крестный ход и освещение воды будут позже. Представители «вечерки» отправились на какое-то параллельное задание, а я открыл железную дверь, которая изнутри была белой от инея, и погрузился в темноту. После яркого дневного света (а солнышко светило во всю свою зимнюю немощь), катакомбы показались абсолютным царством тьмы. Только, когда глаза адаптировались, стали видны провода, уходящие куда-то вглубь Земли, и слабые лампочки, которые едва-едва освещали сами себя. Позднее выяснилось, что при строительстве моста к храму был поврежден высоковольтный кабель и теперь помещения вынуждены снабжаться электричеством от дизель-генератора, мощность которого не способна запитать обогреватели. Посему кельи топят, как и сотни лет назад, дровами.

Вот такие катакомбы (почти как в Риме времен первых христиан) и ведут в подземный зал:

Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя - катагомбы, ведущие в подземный зал нажмите, чтобы увеличить

Окна в нем заклеены полиэтиленовой пленкой, а когда я открыл деревянную дверь, из-за которой доносилось песнопение, понял: что мне тяжело будет протиснуться внутрь. Зал с алтарем едва мог вместить пятнадцать прихожан (плюс видеоператоры и фотокоры СМИ). Но как говорится, в тесноте, да не в обиде. Вообще, Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя считается намоленным и в нем очень покойно, другими словами я ощущение передать не могу. Обстановка крайне спартанская, никаких золотых иконостасов, на стенах нет фресок и мало икон.

Считаю некорректным использовать в храме при идущем богослужении вспышку, поэтому фотографии получились такими, какими вы их здесь видите.

литургия в подземном зале Храма-памятника в честь Нерукотворенного Образа Спасителя нажмите, чтобы увеличить

Литургия в подземном зале Храма-памятника в честь Нерукотворенного Образа Спасителя нажмите, чтобы увеличить

Рядом фотограф с ультразумом занял позицию и стал пыхать вспышкой, а потом поделился со мной: «Ничего не получается». Я промолчал, действительно, не у всех же тяга к фотографии дошла до покупки зеркальной техники. Сделав несколько кадров, я протиснулся из зала (верующие стояли в очереди в коридоре), и дальнейшую службу грелся в келье наверху. Однако же предварительно, спросив разрешения у служителя, сфотографировал верхний зал, где из-за морозов служба не производится (не уточнил только ли в эти сильные морозы или вообще зимой).

Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя - состояние верхнего зала нажмите, чтобы увеличить

С прискорбием можно констатировать, что храм, не смотря на свое федеральное значение, явно не попал в список объектов, восстановленных к 1000-летию Казани, и до сих пор находится в плачевном состоянии, не смотря на все усилия настоятеля и православной паствы.

Звон колоколов возвестил о начале крестного хода. Мы - журналисты, согевавшиеся в келье - быстро готовим камеры (у кого фото, у кого видео) и выбегаем на мороз. Снимаем вереницу укутанных в пуховики и шубы прихожан, которая потянулась от храма к купели, вырубленной в форме креста на льду. Вода в ней казалась маслянистой и тягучей от мороза. На белоснежном льду темный крест дымился, и служителям приходилось очищать лопатами с поверхности воды постоянно намораживающуюся корку льда.

Крещение в Казанке при минус 30 - крестный ход нажмите, чтобы увеличить

Ни тридцатиградусный мороз, ни северный ветер не отпугнули прихожан – верующие терпеливо ждали, когда произойдет главное таинство этого дня - водосвятие.

Крещение в Казанки при минус 30 - водосвятие нажмите, чтобы увеличить

Настоятель храма иерей Феодор прочитал молебен и троекратно окунул крест в воды Казанки (с этого момента – это уже Иордан).

Теперь Казанка - Иордан! нажмите, чтобы увеличить

Как и в старые времена верующие православные люди набирали святой Крещенской воды. А самые смелые – их на миллионный город оказалось около дюжины – по собственной доброй воли окунулись в проруби. В основном купались мужчины, но была среди решившихся троекратно окунуться в темные воды Иордана при минус тридцати и одна женщина. Вот она на снимке, а в прорубе самый первый «морж» (я не знаю как правильно в православной традиции называются купальщики на праздник крещения, поэтому пользуюсь, возможно, не совсем корректным словом «морж»):

Крещение в Казанке при минус 30 - первый окунулся! нажмите, чтобы увеличить

А вот это в воду ухнул настоящий джигит:

Крещение настоящего джигита при минус 30 нажмите, чтобы увеличить

не по лесенке спустился в купель этот молодой человек - прыгнул солдатиком, чисто, почти без всплеска, погрузившись в воду. Я от демонстрации подобной лихости даже фотографировать перестал. Но не все одобрили такой поступок, один мужик рядом заметил: «Нечего тут спорт устраивать! Надо потихоньку троекратно окунаться».
Искупавшихся встречали кагором (да не простым, а освещенным на праздник Казанской Божией матери) для согрева представители винзавода «Казанский». Журналистам тоже дали по бутылочке, но кагор – пусть и освещенный - на морозе совсем не согревал (мы же его не пили - работа).

Крещение в Казанке при минус 30 - кагор всем смелым для согрева нажмите, чтобы увеличить

Кстати, об испытании морозом: где-то на 45-й минуте – плюс минус вечность и еще один день - я понял, что всё, больше не выдержу. Организм не спасали ни бег на месте, ни пляски, ни похлопывания, ни притопывания, ни дутие на озябшие пальцы и прочие рабочие конечности горячим воздухом из легких. И рванул тогда я к спасительной машине со всей дури, которую только смог развить, и даже забравшись в салон «Волги» не сразу пришел в себя, а все-таки придя, тут же сомлел и стало мне покойно и хорошо. Возможно, надо было искупаться в проруби и тогда тепло достигло бы организма раньше… не знаю. Пока на такое силы духа не хватает. А вот техника не подвела и не жаловалась: фотоаппарат системы Canon 350D с китовым объективом тридцатиградусный мороз выдержал, только экранчик подтормаживал (но это не принципиально – главное, что снимал без тормозов), да аккумулятор быстро сел, но его заряда хватило на всю съемку и вообще на весь день (доставать запасной, согреваемый моим теплом во внутреннем кармане, не пришлось).

Остальные события воспроизвожу исключительно по памяти диктофона. Александр – один из окунувшихся в проруби, - рассказал, что сам он не считает себя моржом, но всегда после бани купается. Вода, по его словам, на таком морозе кажется горячей. Александр считает, что в такой праздник каждый должен сотворить что-то особое или хотя бы не сделать никому зла.

По мнению настоятеля храма-памятника в честь Нерукотворенного Образа Спасителя иерея Феодора, подобные купания в морозную погоду – дело добровольное и никто не принуждает людей подвергать себя определенному подвигу.

В этот же день в Москве Святейший Патриарх Алексий обратился к пастве (текст взят с официального сайта РПЦ): «Сам Господь пришел на Иордан и положил начало этому Таинству, благодаря которому мы становимся членами Святой Церкви Христовой. Поэтому сегодня наш общий праздник, и воду, которая освящается, мы несем в свои дома, освящаем ею свои жилища, принимаем ее с благоговением в минуты жизненных тревог, болезней, испытаний. Мы прибегаем к этой святыне на протяжении всей нашей жизни, и Господь через освящение этой воды дает нам свое благословение, свою благодатную помощь на нашем жизненном пути».

Приложение
Вот что я нашел на сайте Мир религий про Богоявление или Крещение Господне:

Западные христиане отмечают этот день 6 января, а православные - 19 января по новому стилю, хотя по юлианскому календарю, которого придерживается Русская Православная и ряд других Церквей, этот праздник выпадает также на "старостильное" 6 января.

Праздник установлен в память описанного в Евангелиях Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Мф. 3:13-17, Мк. 1:9-11, Лк. 3:21-22). Праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви (Ин. 3:5).

В древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных (или "оглашаемых христианским учением", т. е. готовящихся принять таинство Крещения), поэтому праздник называли также Святым днем светов, или праздником Просвещения.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Апостольская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.

В традиции Восточной Церкви общее празднование Богоявления продолжается 12 дней (2-14 января). Ближайший перед праздником воскресный день называется Неделей перед Просвещением. В навечерие праздника совершается особое богослужение - царские часы и соблюдается строгий пост - крещенский сочельник. В первый день праздника прославляется само событие Богоявления - Крещение Иисуса и явление трех лиц Божества. Второй день праздника (7 января) посвящается воспоминанию и прославлению Иоанна Крестителя как совершившего таинство Крещения Господня (Мф. 3:14-15) - поэтому он получил название Собор Иоанна Предтечи.

Характерным элементом праздника является обряд водоосвящения - "великого освящения воды на Иордане", который в сельской местности обычно совершается в естественных водоемах, а в городских условиях - в храмах. Эта традиция сложилась еще в первые века христианства. Вода, освященная в праздник Богоявления, считается святыней (греч. агиасма): ее хранят на протяжении всего года, окропляют ей различные предметы, принимают в случае болезни и дают пить тем, кто по каким-либо причинам не может быть допущен к таинству Евхаристии.

У западных христиан в значении праздника Богоявления на первый план выступает воспоминание о явлении звезды восточным волхвам (или царям) после рождения Христа как о первом откровении о приходе Мессии, данном язычникам. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара, а День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: "К+М+В".

У большинства народов Европы дата празднования Богоявления совпадала с окончанием языческого праздника зимнего солнцестояния, связанного с культом природы (сатурналий у романских народов, святок у славянских). Поэтому многие дохристианские (святочные) обычаи - народные игрища, гадания и т.д. сохранились и до сих пор в бытовой обрядности праздника.

<<<на Фотобуказоиды

Copyright © 2000-2006
Сергей Семёркин

Hosted by uCoz