Крещение в Казанке при минус 30
Правда, никаких признаков службы и вообще жизнедеятельности вокруг него видно не было. Ладно еще один из служителей вышел из кельи и подсказал: все под землей, и служба продлится еще где-то час, а крестный ход и освещение воды будут позже. Представители «вечерки» отправились на какое-то параллельное задание, а я открыл железную дверь, которая изнутри была белой от инея, и погрузился в темноту. После яркого дневного света (а солнышко светило во всю свою зимнюю немощь), катакомбы показались абсолютным царством тьмы. Только, когда глаза адаптировались, стали видны провода, уходящие куда-то вглубь Земли, и слабые лампочки, которые едва-едва освещали сами себя. Позднее выяснилось, что при строительстве моста к храму был поврежден высоковольтный кабель и теперь помещения вынуждены снабжаться электричеством от дизель-генератора, мощность которого не способна запитать обогреватели. Посему кельи топят, как и сотни лет назад, дровами.
Окна в нем заклеены полиэтиленовой пленкой, а когда я открыл деревянную дверь, из-за которой доносилось песнопение, понял: что мне тяжело будет протиснуться внутрь. Зал с алтарем едва мог вместить пятнадцать прихожан (плюс видеоператоры и фотокоры СМИ). Но как говорится, в тесноте, да не в обиде. Вообще, Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя считается намоленным и в нем очень покойно, другими словами я ощущение передать не могу. Обстановка крайне спартанская, никаких золотых иконостасов, на стенах нет фресок и мало икон.
Рядом фотограф с ультразумом занял позицию и стал пыхать вспышкой, а потом поделился со мной: «Ничего не получается». Я промолчал, действительно, не у всех же тяга к фотографии дошла до покупки зеркальной техники. Сделав несколько кадров, я протиснулся из зала (верующие стояли в очереди в коридоре), и дальнейшую службу грелся в келье наверху. Однако же предварительно, спросив разрешения у служителя, сфотографировал верхний зал, где из-за морозов служба не производится (не уточнил только ли в эти сильные морозы или вообще зимой).
С прискорбием можно констатировать, что храм, не смотря на свое федеральное значение, явно не попал в список объектов, восстановленных к 1000-летию Казани, и до сих пор находится в плачевном состоянии, не смотря на все усилия настоятеля и православной паствы.
Ни тридцатиградусный мороз, ни северный ветер не отпугнули прихожан – верующие терпеливо ждали, когда произойдет главное таинство этого дня - водосвятие.
Настоятель храма иерей Феодор прочитал молебен и троекратно окунул крест в воды Казанки (с этого момента – это уже Иордан).
Как и в старые времена верующие православные люди набирали святой Крещенской воды. А самые смелые – их на миллионный город оказалось около дюжины – по собственной доброй воли окунулись в проруби. В основном купались мужчины, но была среди решившихся троекратно окунуться в темные воды Иордана при минус тридцати и одна женщина. Вот она на снимке, а в прорубе самый первый «морж» (я не знаю как правильно в православной традиции называются купальщики на праздник крещения, поэтому пользуюсь, возможно, не совсем корректным словом «морж»):
А вот это в воду ухнул настоящий джигит:
не по лесенке спустился в купель этот молодой человек - прыгнул солдатиком, чисто, почти без всплеска, погрузившись в воду. Я от демонстрации подобной лихости даже фотографировать перестал. Но не все одобрили такой поступок, один мужик рядом заметил: «Нечего тут спорт устраивать! Надо потихоньку троекратно окунаться».
Кстати, об испытании морозом: где-то на 45-й минуте – плюс минус вечность и еще один день - я понял, что всё, больше не выдержу. Организм не спасали ни бег на месте, ни пляски, ни похлопывания, ни притопывания, ни дутие на озябшие пальцы и прочие рабочие конечности горячим воздухом из легких. И рванул тогда я к спасительной машине со всей дури, которую только смог развить, и даже забравшись в салон «Волги» не сразу пришел в себя, а все-таки придя, тут же сомлел и стало мне покойно и хорошо. Возможно, надо было искупаться в проруби и тогда тепло достигло бы организма раньше… не знаю. Пока на такое силы духа не хватает. А вот техника не подвела и не жаловалась: фотоаппарат системы Canon 350D с китовым объективом тридцатиградусный мороз выдержал, только экранчик подтормаживал (но это не принципиально – главное, что снимал без тормозов), да аккумулятор быстро сел, но его заряда хватило на всю съемку и вообще на весь день (доставать запасной, согреваемый моим теплом во внутреннем кармане, не пришлось).
Приложение
Западные христиане отмечают этот день 6 января, а православные - 19 января по новому стилю, хотя по юлианскому календарю, которого придерживается Русская Православная и ряд других Церквей, этот праздник выпадает также на "старостильное" 6 января.
Праздник установлен в память описанного в Евангелиях Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Мф. 3:13-17, Мк. 1:9-11, Лк. 3:21-22). Праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви (Ин. 3:5).
В древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных (или "оглашаемых христианским учением", т. е. готовящихся принять таинство Крещения), поэтому праздник называли также Святым днем светов, или праздником Просвещения.
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Апостольская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.
В традиции Восточной Церкви общее празднование Богоявления продолжается 12 дней (2-14 января). Ближайший перед праздником воскресный день называется Неделей перед Просвещением. В навечерие праздника совершается особое богослужение - царские часы и соблюдается строгий пост - крещенский сочельник. В первый день праздника прославляется само событие Богоявления - Крещение Иисуса и явление трех лиц Божества. Второй день праздника (7 января) посвящается воспоминанию и прославлению Иоанна Крестителя как совершившего таинство Крещения Господня (Мф. 3:14-15) - поэтому он получил название Собор Иоанна Предтечи.
Характерным элементом праздника является обряд водоосвящения - "великого освящения воды на Иордане", который в сельской местности обычно совершается в естественных водоемах, а в городских условиях - в храмах. Эта традиция сложилась еще в первые века христианства. Вода, освященная в праздник Богоявления, считается святыней (греч. агиасма): ее хранят на протяжении всего года, окропляют ей различные предметы, принимают в случае болезни и дают пить тем, кто по каким-либо причинам не может быть допущен к таинству Евхаристии.
У западных христиан в значении праздника Богоявления на первый план выступает воспоминание о явлении звезды восточным волхвам (или царям) после рождения Христа как о первом откровении о приходе Мессии, данном язычникам. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара, а День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: "К+М+В".
У большинства народов Европы дата празднования Богоявления совпадала с окончанием языческого праздника зимнего солнцестояния, связанного с культом природы (сатурналий у романских народов, святок у славянских). Поэтому многие дохристианские (святочные) обычаи - народные игрища, гадания и т.д. сохранились и до сих пор в бытовой обрядности праздника. |
Copyright © 2000-2006
Сергей Семёркин