О сказках

Что для меня сказка? Запредельный, но не беспредельный - даже у волшебных сказок есть свои законы. Так сказать, канва, по которой и шествует сказитель с гуслями.
(говорят, некие затейники даже сосчитали общее количество сказочных сюжетов, и получилось то ли 17, то ли 67 - короче, цифра не круглая, что добавляет ей убедительности, однако подобные забавные яйцеголовые умы пусть остаются за рамками нашего гораздо более серьезного исследования)
Однако написать действительно сказку, а не что-то под нее мимикрирующее (подделку), может только тот, кто перешел через определенный рубеж (невидимый, кстати). Просто большого сердца не достаточно - не все добрые люди способны написать сказку. Литературный талант, как мне кажется, приветствуется, но не является обязательным условием. Так в чем же рецепт, где добывать разноцветную соль, без которой и сказка не сказка?

Нет ответа. Пока я не перешел черты. Всё могу написать: от легкого эссе до философской заморочки, от быстротечного действия до абстракции, никуда не торопящийся. Даже в вычеркнутых для меня жанрах, таких как фэнтези и любовный роман, кое-что сварганил. Правда фентезийный сюжет еще находится в стадии черновиков и неизвестно встретится ли со своим вторым читателем (мои-то глазки его нет-нет да пробегут, чтобы освежить, и если не напитать жизнью, то хоть перебинтовать и замумифицировать на будущее). Любовных романов не пишу по причине внутреннего табу (его я объяснить словами не в состоянии), но пишу про любовь. Как выходит судить не мне, но, наверное, качество строчек не достаточно, чтобы возвысится до любовной паутинки, а по объему какие романы? так романчики. Но не смотря на эти мои оговорки и фэнтези и любовный роман как жанры если и не пройдены, то во всяком случае доступны. Поднимаюсь я до них по стремянке.

А вот до Сказок - нет. Они как неоткрытый для меня ларец, висящий на серебряных цепях, в кроне могучего дуба, который вросся в самую вершину горы. А вокруг глыб каменных свернулся чешуйчатой спиралью дракон, и я лишь наступил на его хвост, а впереди - дорога дальняя, путь витиеватый, обрывы скользкие да и по чешуе не прошмыгнешь с наскока - страж не дремлет. Вот с ним и поговорю. Он сфинкс (она фикса-бикса) как водится озвучит загадку, а я должен буду парировать отгадкой. Что будет дальше?

Загадка, покрытая тайной, находящаяся внутри головоломки - а говоря попроще Сказка - или распахнет свои двери, или моё перо не извлечет эфемерных строчек из словесной руды.

Теперь попробую познать сказку от противного. От пошлости. В узко литературном смысле это слово означает вот что: "писатель" (здесь кавычки обязательны, данного субъекта, точнее субъектов грех незаковычить) начинает вещать и штамповать книги как на конвейере. Он (она) точно знает когда закончит эту книгу и перейдет к следующей, уже в наметках еще две и сроки выхода их определены. И даже для детей написать - в планах есть. Только вот сказку такой человечище не напишет никогда. Детскую книгу - да, притом не одну, а длинные ряд томиков. Потому что пошлость тихой сапой на голове высадилась и под крышку черепа проникла, и уж она все соки высосет и другие закачает, под ее влиянием одной книгой в десять лет не отделаешься, доза будет искусственно увеличена. Пошлость - гадина тонкая и легко дырочку для вбуравливания найдет. Ко мне тоже порой пробирается. И я не могу однозначно от нее откреститься. Поразила ли ужо, или еще нет, известно только доктору где-то там, так далеко, что лично я диагноз запросить не могу.

Самое страшное, что корни пошлости внутри нас. Проживаешь жизнь - тик-так - и не слеп же и не глух, окружающую движуху видишь, ощущаешь шкурой. И вот мало-помалу наметки и вектора в твоем сознании начинают прорастать: что надо, чтобы угодить массам, как огранить заготовку (откуда мрамор извлечь определенной плотности и в прожилках не абы каких а определенных, читателя завлекающих) в какую фольгу завернуть, чтобы красивше было. Уловил момент - выбросил на рынок нужный именно здесь и сейчас продукт, главное не пасовать - его помогут протолкнуть в массы, ибо срубить золотые кружочки многие горазды (тем более на стопроцентном хите энто дельце более вероятно, а пробивные особи чувствуют хиты за сто верст с гаком). А чтобы текст продавался лучше у целевой аудитории "дети" или "взрослые дети", на него можно и шильдик навесить "сказка". И ведь срабатывает…

Свидетельствую: гадина и у меня в голове сворачивалась клубком и стреляла глазками, мол, вон ориентир, к нему иди: немного насилия, толика секса, мал-мала рок-н-рола и замешать на крови-любви-моркови (музыку я не обвиняю, я лишь пример ей подкрепляю). И только дернись к проступившей сквозь туман цели - сразу же гадюка тебе и лапки лягушачьи принесет, и слезы крокодила, и прочие необходимые ингредиенты. Только вот ступив на эту стезю, будь готов к тому, что стезя ступит на тебя, и потом из под ее пяты не так-то просто будет свернуть на тропку узкую, что ведет к тому хвосту дракона, что вверх-вверх да по скользкому месту мимо стража…

Ну вот, всех чудовищ расколдовал, врагов разоблачил, красавиц раз-два-и-обчелся… или наоборот: красавиц расколдовал, врагов разоблачил, а чего с чудищами делать? Ладно, вы сами с усами, пусть теперь по ним мед-пиво течет, а уж надо вам, чтобы в рот попадало, али нет - не мне решать.

Беру гусли полифонические и отправляюсь в офис на работу, надо очередной рекламный текст варить и перчить и изюмом сдабривать, чтобы автомобилисты выбирали не абы какие самобеглые коляски, а только престижные "Ветер в Спицах" (а в следующем номере буду смаковать преимущества "Спиц в Ветру" и так по кругу).

Вы можете обвинить меня, что начал я за здравие (о сказках), а кончил не будем произносить чем (чуть ли не черным пиаром с золотыми эполетами). А на это я могу сказать, что диалектику, мать ее, никто не отменял.

Но мне кажется, что последние три абзаца были действительно лишние и нас от темы отдалили. Что ж, одно вселяет Надежду вместе с Верой и Любовью: большое видится на расстоянии, авось именно с этого ракурса хвост драконий в мареве и проявится.

<<<на Эссе

Copyright © 2000-2005
Сергей Семёркин

Hosted by uCoz