Собачинск
или
как я смотрел фильм "Догвиль"

Прелюдия

День выдался изрядно бестолковым. Бывают такие дни. Надо было написать статью, а для этого обзвонить несколько людей, которые могли дать полезные сведения и комментарии к сведениям (а могли и не дать), а они - разные и работающие в разных конторах - твердили одно и то же: послезавтра. Это даже дальше по времени, чем известное испанское слово маньяна (завтра). В такие дни можно приложить много усилий и добиться мизерных результатов, а можно получить те же результаты ничего не делая. Я фишку понял и не рыпался и суетиться, но пометку для себя сделал: надо что-то предпринять, такое необременяющее мозги и в тоже время загрузочное. А сам фильм "Догвиль" я уже давно хотел посмотреть, так и начался сформировываться план. Еще я на работе столкнулся с необычным - с носками. Захожу в туалет, а там на бачке лежат носки, причем так они вольготно разлеглись, что кнопку слива нажать невозможно, если их сон не побеспокоить. Может, кто-то утонул и носки - это всё, что от него осталось. А может, он так вспотел на работе, что захотел их постирать, да так утомился, что и забыл про них. Или кого-то убили а носки - это единственная улика. Досужие вымыслы оставим, пожалуй. Подвинул ли я носки, чтобы смыть свою мочу, или нет - я вам не скажу. Чтобы узнать это вам надо перенестись в прошлое, точнее в 22 сентября 2003 года, а в пространстве переместиться в город Казань на улицу Табейкина в дом 19, да не просто 19, а 19а. Поскольку точное время моей встречи с носками я не помню, вам придется подождать. Или плюнуть на скакание по пространству-времени и просто читать далее. Еще я в столовой почему-то решил, передать порцию девушке, а она не больно-то и хотела принимать, а я ей все настоятельно совал. Почему я решил, что ей необходима ее порция (и ее ли вообще эта порция) - не знаю. Только много позже, промыв извилины чайком, я решил не делать добрых дел (и вообще дел), если меня об этом никто не просил. Особенно в изрядно бестолковые дни. Попросила бы передать тарелку - я бы совершил действие. А так без команды инициативу проявил - зачем? Еще я обещал занести Октябрине в магазин "Подарки" диск один, занес, Октябрины нет (работала утром), тут у меня прояснилось в голове и я открыл коробку - так и есть: диска там не было, он остался в магнитоле. Надо быть осознанным, решил я. И еще решил так: будет поблизости продаваться "Догвиль" - обязательно куплю. Он продавался. Я совершил вторую покупку лицензионной кассеты в своей "праведной" жизни, до этого кормил исключительно наших пиратов. Первый лицензионный фильм купленный мной - "Мулен Руж", второй, как вы уже поняли - "Догвиль". Понятно, что к Николь Кидман я отношусь никак в плане личных знакомств, совместного бизнеса и игры в преф на пару (а также кувырканий в постели без игры в преф на пару, совместного бизнеса и личных знакомств). Но очень даже люблю фильмы с ее участием. Правда формы Шерон Стоун и шарм Умы Турман волнуют больше, однако есть в Николушке что-то, что не оставляет меня равнодушным. "Мулен Руж" - это тема отдельная, я его посмотрел в период когда был влюблен и… опишу все перипетии не здесь и не сейчас. А намедни у меня настроение выкристаллизировалось совсем другое: наполовину кошачье - хотелось улыбаться по-чеширски, жмуриться на солнце и лежать ни о чем не думая, наполовину волчье - хотелось выть на луну (я волк недобрый, поэтому просто порвать какого-нибудь зайчишку клыками не мог - слишком это было бы милосердно). Только вот ни солнца ни луны не было. Впору читать дзенские коаны из разряда самоучителей по игре на железной флейте. Всё вышеизложенное не сочтите за приступ графоманства, ради увеличения тела статьи. Задача другая тех букв - показать призму, через которую я смотрел фильм. Ведь мы никогда не проникаем в творение напрямую, всегда что-то на нас навешивает шоры, замутняет восприятие, накладывает мазки оттенков на то стекло, через которое мы смотрим. Вот я и попытался передать весь тот маразм, легкий сюр и пустоту, что окружали меня, проникали в меня и генерировались мной в тот день, перед тем, как я начал смотреть Собачинск (перевод вольный). Ощущения у мне нарисовались такие: я сыграл в одной серии сериала "Жизнь Семёркина", а следующая не началась или началась, а я этого не заметил (мы часто делим непрерывное на отельные этапы - так нам, людям, легче усваивать процессы: когда минус бесконечность переходит в плюс бесконечность - тяжело, а когда все тоже самое, но разбито на вчера-сегодня-завтра - тогда уже не так страшна невыносимая легкость или тяжесть бытия). И вот вечером с подобными взглядами на мир и себя, прядя домой, я уже хотел было включить фильму, но обнаружил, что получил два письма. Письма эти были из прошлого (из предыдущей серии) одно веселое, и читая его я несколько раз улыбнулся, другое совсем не веселое, и читая его я несколько раз не улыбнулся. Тут голод до меня дошел и я затарился пирожками с печенкой и чаем горячим (домашняя пища - смак), всё, больше ничто не могло меня остановить, и я вставил кассету в небольшой видеоплеер "Фунай", подключенный к небольшому телевизору той же марки. Так что никаких больших экранов, никакого объемного звука. Всё скромно, по-домашнему. Нажимаю кнопку "поехали" и…

Людия
Сразу хочу предупредить: я не из тех, кто рассуждает: это режиссер хотел показать, такую проблему он поднял, вот это ему удалось, у данного эпизода такая сверхзадача, а тут актеры облажались. Я ничего в кино не понимаю, могу сказать только: этот фильм мне понравился, а этот нет. Я не пишу рецензию о просмотре "Догвиля", я просто пишу про то как я его смотрел и что в бошке моей отложилось. Всё, больше никаких остановок - только вперед, ага, как же… перед фильмом шла реклама других киношек - нажимаю перемотку. Реклама вещь полезная, только я хотел смотреть кино, причем кино определенное - про город Собачинск, поэтому все остальные фильмы, какими бы хорошими и интересными они не были, меня совершенно не волновали. "Догвиль" мне понравился сразу. Как только появилось название - уже внутри меня флажок упал: нравится. В картах такое бывает - берешь первую сдачу и сразу понимаешь - сегодня твой день (или не твой), правда, иногда предчувствия обманывают. Но не в этот раз. Если одним словом - стильно. И предисловие к фильму тоже пришлось к месту. Сразу проникся настроением. Живет себе такой маленький городишко тихо и спокойно. Все жители ходят по своим рельсам: дом-работа, гараж-дорога, сад-спальня. Как паровозики шустрят туда-сюда. И чтобы это увидеть все сразу и проникнуться, стены не нужно делать прозрачными. Лучше вообще без стен. Всё чистенько, всё опрятно, скорее театр, чем реальность. Даже некоторой картонностью отдает. Хотя иногда такое мясо и кровь кажут, такой реализм с синяками и алкоголем-наркотой-порно, что картинка от обилия натурализма становится нереальной. А Собачинск - это городок милый, тихий, там живут хорошие люди, пусть и не интересные, таких в кино не снимают и по дуроскопу не показывают. Не за чем. Обычная жизня. Не жизнь - жизнь это у гениев, у бип-персон, у человечищ матерых, а тут так существования, жизня. И все чего-то ждут. Вот завтра всё изменится. Станет лучше - кто же думает о плохом? - обязательно станет лучше. Наступает завтра и конечно же ничего не случается. Те же рельсы - дом-работа. Поезд идет от начальной до конечной со всеми остановками. У кого-то кроме грузовика ничего нет, крутит паря баранку и раз в неделю посещает публичный дом. Кто-то полирует стаканы, известное дело, старые вещи - это антик, стоят дороже новых. Кто-то спит с женой, а от этого бывают дети, а когда их уже семь, то начинаешь ненавидеть. Ненавидеть многое, включая и самих детей. И еще много неразделенной любви и доброты. Только с местными делить ее как-то не с руки. Притерлись уже. Всё про всех известно. Ну чего миловаться с соседом? Вот если бы принц приехал или там принцесса. Но зачем принцу или принцессе ехать в Собачинск? Правильно, не за чем, да и дорога туда ни в каких путеводителях не обозначена. Только один писака все талдычет про дары, про мораль и прочую ахинею. Улыбнемся и сделаем вид, что слушаем. Сыграть бы на органе что-нибудь душевное, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась, да нельзя - меха могут испортиться. Ждем священника, который никогда не приедет. Ага, ага. Знакомо - рельсы. Наблюдать за этим со стороны прикольно, вроде бы не погружаешься в Собачинск - дистанция есть, да и не естественно все, слегка декоративно, как японские деревья-карлики в цветочных горшках, и в то же время веришь, что так всё и есть на самом деле, потому что натурализм такой, что кажется протяни руку и… вот такое ощущение возникает: ныряешь и не ныряешь. И музыки я не помню - была ли семинотная подложка к картинке? Средства изображения Собачинска минимальны, а создаваемый эффект мощный. Такой максимум впечатления при минимуме затраченных средств я помню только у Виана в "Строителях империи". Есть фильмы, где главное спецэффекты, костюмы, песни, красота актеров или их уродство (черно-белый фильм "Уроды", например) - глаз не оторвать. А тут все тихо, без плача навзрыд и криков, без истерик и трясок падучих. Практически без выстрелов (вначале их и не слышно даже), правда в финале мальца постреляют, но до него еще два с половиной часа. И еще голос за кадром такой доверительный. Вообще с детства у меня три голоса закадровых на подкорку записались: Зиновия Герда (интонации непередаваемы), Евгения Леонова (поля широки-а-а - такой свой народный оптимизм, которому веришь) и гнусавый голос переводчика ранних фильмов на видео. А тут голос новый (перевод в целом мне показался весьма добротным - я его не замечал, это главное), он так ненавязчиво нитку красную повестнования вьет - мол, вы смотрите на жизнь простого городишки, тут вот это происходит, а сейчас начнется новый пассаж и… и ему ненавязчиво веришь (потому что голос весьма доверительный, как я уже сказал). И тут на рельсах мелкого городишки появляется дама уровня сногсшибательности Анны Карениной по внешности, но совсем под поезда не бросающейся по поведению. Солнечная девчонка. Писатель начинает писать кипятком и делает стойку, как хорошая охотничья собака. До этого ни одной книжонки не написал, а тут лапы зачесались - к счастью для человечества не для написания шедевра - как ни крути, на березе не вырастут яблоки. Но благородство то проявить завсегда приятно, особенно когда это ничего не стоит. Тут и закрутилось. Мы хорошие? Кто же ответит: нет. Мы - хорошие. Спасем девчонку? Вроде бы на хрена не нужно, но почему бы и не спасти. А потом калькуляторы начинают нагреваться. Прок? Прок какой-то будет с доброго дела? Вот так всегда. Делаешь добро, а потом ждешь благодарности. А должнику неуютно - надо бы кредитора как-то умаслить. Способы находятся. И по рельсам начинает бегать новый вагончик-тягач, па него можно чего-то взвалить - пусть перевозит, раз уж он есть. И все бы ничего, но больно уже добро легко переходит в недоброе (диалектика, мат её женщина!) И как-то так незаметно, по песчинке, как в песочных часах, неслышно, без грохота и пыли. Раз должен - плати. Безнаказанность рождает всё более и более глубокие в плане вторжение в чужую жизнь действия. Ну а если есть возможность трахнуть девчонку солнечную, то почему бы ее и не трахнуть? Сначала самые смелые, а потом все остальные. Ату, лисичку, ату! Со сворой собак сие легче легкого. Ну а детишки могут просто кинуть грязью, им же тоже надо как-то самовыражаться. Вообще дети в Собачинске еще те - ураган! Если у мамы пунктик и всем дали имена из древнегреческих мифов, если у папы одна радость - сад, да трахнуть маму (а несколько позже и приблудную солнечную девчонку), если из развлечений только классики. Тогда вырастают бойцовые щенята. Как это ты-взрослая меня плеткой не ударишь? Я же гавкаю, тебе что, все равно? Тогда могу колыбельку с младенцем толкнуть, пусть привыкает к жизни, неужели и после этого не ударишь? Кто тогда в стае главный? Конечно, тот, у кого плеткой. Вот так, вот так, сильнее, с оттягом. Можно и солью посыпать. Ну а после унижение себя-любимого, естественно хочется унизить бывшего доминанта. Логично. Логика у всех своя, оправдать можно всё, если вектор развертывания ситуации нам выгоден. Рабы не мы, мы их пользуем, мы хозяева. Добрые хозяева (ведь были добрыми людьми). Что естественно, то может быть и безобразно, но абсолютно нормально. Рабов можно погонять, можно трахать, можно мучить. Можно мучить изящно - дать надежду на свободу, а потом вернуть хитрым маневром в клетку, да еще и посмеяться - ведь это смешно. Можно отобрать у раба все ценные для него безделушки, но лучше их разбить, по одной. Правда, рабы не могут сделать вас счастливыми, ну так не беда - раз, не научились сами улыбаться, тут уж даже бочка с медом положение не исправит. И снова катаемся по рельсам. Вопрос: нельзя ли было катать колесо, а не тащить его позади себя за цепь - остался для меня открытым. С одной стороны, трение качение меньше, так что катать легче. С другой стороны, чтобы катать надо наклоняться, то есть кланяться, дополнительно унижаться, так что тащить, может и тяжелее, но это можно делать с поднятой головой. А в Собачинске тем временем подспудные воды забурлили и говно всплыло. Чой то мы плохо живем. Кто виноват? Пришлая, разумеется. Мы ей попользовались, нам это уже поднадоело, надо чего-то делать. Поскольку мы люди тут все сугубо хорошие, то надо поступить согласно совести и закону. Значит, сдаем куда следует, получаем причитающееся, и спим спокойно. План. Только иногда планы ломает жизнь (или судьба, или воля тех, кого мы не понимаем). А лиса, если не получилось обхитрить, может превратиться в волка (если заклинания подходящие есть и сила). А волк легко может сожрать собаку. Целую свору собак схавать по одной. Потому что сильнее. Логично. А вот правильно это или нет, справедливо или наоборот - даже доверительный голос не скажет. Только один пунктир без ошейника наполнится жизнью и спасется (эдакий счастливый кончик несчастливого финала), а живые станут трупами, то есть пунктиром. И пойдут титры под музычку бодрую и суровые фотографии. На них жизня без прикрас. Каждый хочет уехать в красивое-далекое-богатое, в Догвиль и обрести там счастья (потому что его здесь нема), и каждый потом мечтает из Собачинска дернуть так быстро, чтобы когти обломать. Рельсы, одним словом. И пока кто-то в голове не скажет: "ку-ку", пока ты не сойдешь с ума и не потеряешь всё, пока не потеряешься, пока не умрешь - не поймешь: что, где и как. Только те, кто сошел, потерял, умер не снимают кино и ничего не пишут - им этого не надо. Да и не объяснить никак паровозику на какой стрелке и куда сворачивать. У-у-у! - воет ночью волк на луну, которой нет, а ему молча улыбается кот, на противоположной стороне шарика, он вцепился в подстилку когтями, чтобы не упасть, но у него нет туловища и веса, поэтому он никогда не упадет в пустоту.

Так смотреть или не смотреть про Собачинск? (а вы по какую сторону экрана?)

<<<на ё@Моё

Copyright © 2000-2003
Сергей Семёркин

Hosted by uCoz